Владимир Путин заявил, что рыночные заимствования регионов могут быть заменены кредитами из федерального бюджета. Но федеральный бюджет вряд ли потянет такую нагрузку — долги регионов приблизились к 2 трлн рублей.
Рыночные заимствования субъектов РФ могут быть заменены кредитами из федерального бюджета со снижением платы за их использование, заявил 24 февраля президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета.
Путин также поручил правительству сформировать механизм софинансирования расходов регионов на основе объединения межбюджетных субсидий. Он подчеркнул, что часто решения принимаются, но остаются на бумаге из-за бюрократических проволочек и низкой исполнительской культурой федеральных ведомств, сообщает "Интерфакс".
"Речь идет о формировании механизма софинансирования расходов регионов и муниципалитетов на основе консолидации межбюджетных субсидий, а также об исключении нарушений сроков распределения субсидий и их доведения до территорий. В итоге необходимые регионам средства приходят с большой задержкой, хотя в отчетах органов исполнительной власти все вроде бы хорошо", — заявил президент.
Кроме того, Путин поручил комиссии вице-премьера Игоря Шувалова координировать антикризисную работу в регионах, а также потребовал от губернаторов максимальной прозрачности при принятии решений по антикризисной работе.
Скорее всего, речь идет о программе рефинансирования коммерческой задолженности регионов за счет бюджетных кредитов, поясняет макроаналитик, старший вице-президент "Райффайзенбанка-Россия" Мария Помельникова. На эти цели согласно антикризисному плану на 2015 г. уже планируется направить 160 млрд рублей. Со слов представителей минфина, это составляет около половины задолженности субъектов перед банками к погашению в 2015 году. Сейчас задолженность регионов по коммерческим кредитам превалирует в общем объеме долгов, который в 2014 году вырос примерно на 20% — почти до 2 трлн рублей.
"На фоне достаточно серьезного роста расходов (в том числе из-за реализации майских указов президента) регионы столкнулись с значительным недопоступлением доходов, ввиду чего продолжается рост региональных дефицитов. Ухудшение внутренней и внешней экономической ситуации повышает потребность в новых заимствованиях (бюджетные кредиты, банковские кредиты, выпуск облигаций) и вызывает рост стоимости обслуживания текущего долга, что еще больше усугубляет проблему", — говорит Мария Помельникова.
В условиях достаточно жесткой монетарной политики, когда стоимость коммерческих кредитов для субъектов существенно возросла, потребность в господдержке для покрытия дефицита будет увеличиваться и нельзя исключать, что понадобится дополнительное финансирование сверх озвученной программы в 160 млрд руб., говорит специалист. Такие меры господдержки скорее помогут избежать серьезных проблем, тогда как реализация некоторых локальных инвестиционных программ все же останется под угрозой".
Федеральный бюджет, и без того дефицитный на 2015 год, не потянет дополнительной нагрузки, говорит старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. "У каждого региона свой уровень расходов и свои доходы, которые формируются, исходя из специфики субъекта страны. Все это учитывается при подписании местных бюджетов, — говорит аналитик. — Однако есть случаи неэффективного управления финансами — минфин работает с такими регионами индивидуально. Муниципалитеты в силах занимать на рынке средства. В теории, регионы могут занимать деньги по формуле "ключевая ставка +1,25%", не выше. На практике, по информации "Альпари", есть случаи, когда госбанки ссужают деньги под 13-15% годовых".
По итогам 2013 года дефицит региональных бюджетов составлял 640 млрд рублей. В 2013 году вырос и их долг с 1,4 до 1,8 трлн рублей, отмечали в тематическом обзоре в середине прошлого года аналитики "Райффайзенбанка". Больше всего выросла доля банковских кредитов — на 280 млрд рублей, объем облигаций в обращении вырос на 77 млрд рублей, а бюджетных кредитов — лишь на 40 млрд рублей. К началу 2014 года в структуре долга регионов банковские кредиты составляли 40% (33% на начало 2013 года), облигации 26% (28%) и бюджетные кредиты — 27% (32%), остальное — гарантии. По самым пессимистичным прогнозам аналитиков, по итогам 2014 года дефицит регионов должен был составить 1,2 трлн рублей — вдвое больше, чем в конце 2013 года.
По данным федерального казначейства РФ, на счетах регионов, не считая местных бюджетов, к началу 2014 года скопилось около 560 млрд рублей. При этом средства были распределены неравномерно: на счетах Москвы, Московской области и Петербурга в сумме было 63% всех средств регионов, на Петербург пришлось 9%. Но в 2013 году на эти же регионы приходилось только 8% общего дефицита, а у Петербурга и Московской области он вообще был нулевым. Получается, что у остальных регионов, на которые приходится больше 90% дефицита бюджетов, своих резервов оставалось мало — не более 200 млрд рублей.
На рублевый рынок облигаций регионы стали снова активно выходить с мая 2014 года, предлагая относительно высокий уровень доходности. По активности они тогда даже опередили корпоративных заемщиков. Кредиты или выпуск облигаций остались для субъектов федерации ключевым источником финансирования: в условиях нарастающего кризиса поток федеральных средств был сильно ограничен, отмечали в середине года аналитики. Тогда специалисты сомневались, что государство в случае чего поможет обслуживать такие долги.
В середине 2014 года также начали вести разговоры об увеличении налоговой нагрузки на бизнес. Поговаривали даже об отмене плоской шкалы НДФЛ. От налога с продаж, которым так долго пугали бизнес, в итоге отказались на стадии принятия. Торговый сбор, которым в первую очередь грозили городам федерального значения, тоже сейчас под мораторием, по крайней мере, в Петербурге.
Ренессанс субфедерального займа после кризиса 2008-2009 годов начался в 2012 году, отмечал в своем обзоре банк "Уралсиб". Тогда на рынок вышли 28 субъектов. Годовой объем размещений достиг рекордных на тот момент 120 млрд рублей. И это при том, что Москва на рынок не выходила. Объем облигаций регионов и муниципалитетов в обращении достиг почти 400 млрд рублей. По данным на начало 2013 года, общий государственный долг регионов достигал 1,36 трлн рублей. Доля облигационных займов оставалась на уровне 29%.