К чемпионату мира по футболу в Петербурге появится несколько выделенных полос, по которым можно будет без пробок проехать на автобусе или маршрутках. По ним же направятся кортежи. Цена организации такого движения невелика и исчисляется в миллионах рублей. Но для реализации задумки нужно завершить дорожные стройки на 28 млрд рублей.
Вопрос транспортной доступности между аэропортом "Пулково" и городом снова остро встал после того, как Минтранс окончательно признал: ни трамвай, ни скоростной поезд из аэропорта в город в ближайшее время не появятся. Федеральные власти отказались выделять деньги на строительство, так как не увидели достойного экономического обоснования. В бюджете Петербурга денег на эти проекты тоже нет, они оценивались в 12-14 млрд рублей.
Город нашел более экономичный вариант: выделить полосу для движения общественного транспорта и кортежей на уже существующих дорогах. Две такие полосы будут связывать аэропорт со станциями метро "Звездная" и "Московская". Они будут постоянными и появятся уже в этом году.
Как стало известно dp.ru, еще одна полоса длиной около 30 км пройдет через весь город от аэропорта до стадиона на Крестовском острове. Пока ее планируют организовывать временно, лишь на период чемпионата мира по футболу в 2018 году. Однако, как рассказали источники dp.ru в дорожно-строительной отрасли, есть вероятность, что некоторые участки на будущем маршруте тоже переведут в статус постоянных "выделенок" для автобусов, маршруток и правительственных кортежей.
Столкновение с железной дорогой
Раньше всего, — в августе или сентябре, — появится выделенная полоса между "Пулково" и площадью Победы. Для ее организации, на первый взгляд, нужно немного: просто нанести новую разметку. Это сузит Пулковское шоссе с четырех полос до трех в каждом направлении (всего на шоссе — восемь полос) и может привести к заторам в часы пик. В то же время, пассажиры смогут доехать от аэропорта до площади Победы за 5 минут.
Однако на этом пути встречается железнодорожный путепровод, под которым трасса, и там сейчас сужается с четырех по трех полос в каждом направлении. Здесь и возникает дилемма. Если на этом маленьком участке транспорт с выделенной полосы будет въезжать в общий поток и затем возвращаться на свою полосу, уложиться в 10 минут ему точно не удастся. К тому же, это определенно создаст аварийную обстановку. Если дорога под путепроводом будет сужаться до двух полос для автомобилистов, это попросту создаст на этом участке практически постоянный затор.
Оптимальный вариант — реконструировать путепровод. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), который курирует все эти вопросы, говорят, что надеются именно на реконструкцию. "КРТИ направил соответствующее обращение в Министерство транспорта", — уточнили в комитете.
Проект реконструкции путепровода был разработан ОАО "Российские железные дороги" еще в 2012 году, но его не воплотили в реальность. По заказу "РЖД" проект разработал институт "Ленгипротранспуть",филиал АО "Росжелдорпроект". Результат его работы - проект "Реконструкция железнодорожного путепровода над Пулковским шоссе на перегоне Среднерогатская - Предпортовая Октябрьской железной дороги", - был готов в 2013 году. Тогда же он был согласован с главным архитектором Петербурга.
"В конце 2014 года и в текущем году на совещаниях правительства Петербурга неоднократно поднимался вопрос о проектировании и реконструкции железнодорожного путепровода над Пулковским шоссе. Сейчас этот вопрос особенно актуален. Правительство Петербурга совместно с Октябрьской железной дорогой проводит процедуру регистрации права на земельные участки под строительство путепровода. Готовится проект обращения в Министерство транспорта РФ о выделении средств из федерального бюджета на реализацию проекта", - рассказали в ОЖД.
Примерная стоимость работ оценивается экспертами в 5 млрд рублей. И, как показал опыт, Минтранс не очень охотно выделяет деньги на проекты, связанные с транспортным сообщением аэропорта с городом. Однако, в КРТИ надеются, что в данном случае удастся получить федеральное финансирование, других вариантов пока не рассматривается.
Звездный путь
Еще одна выделенная полоса появится между аэропортом и станцией метро "Звездная". Она, как и направление до площади Победы, будет существовать постоянно. Сейчас общественный транспорт из аэропорта идет только по направлению к метро "Московская", проезжая через площадь Победы и далее по Московскому проспекту. Пассажирам, которые хотят доехать до "Звездной", нужно делать пересадку на остановке общественного транспорта на Пулковском шоссе.
Для организации такой полосы нужно будет нанести разметку на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом и выделить полосу на протяжении 1,5 км на Дунайском проспекте. Это сократит его до двух полос для автомобилей в каждом направлении (всего на трассе шесть полос).
Но реализовать этот проект получится только после того, как ЗАО "Пилон" завершит реконструкции виадука на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта, которую компания ведет за 11,6 млрд рублей. Объект должны сдать не позже сентября 2016 года. К этому моменту на перекрестке должны появиться два путепровода через Пулковское шоссе, насыпи с подпорными стенками и пять подземных пешеходных переходов.
С корабля на бал
Подобные выделенные полосы уже есть в Петербурге, например, на Лиговском проспекте и Гороховой улице. Кроме общественного транспорта, ими пользуются эскорты с мигалками. По ним же могут пускать колонны из автобусов с группами пассажиров. Для таких групп требуется организовать еще одно направление движения от аэропорта "Пулково" до стадиона на Крестовском острове.
Как минимум, выделенная полоса на этом маршруте должна появиться на время проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Как максимум, часть маршрута тоже будет преобразована в постоянно выделенные полосы.
Решение о выделении полос принимается в КРТИ. Непосредственно организацией движения занимается подведомственное комитету ГУ "Дирекция по организации дорожного движения" (ГУ ДОДД). Однако указание об организации выделенной полосы может поступить в КРТИ и от вышестоящих инстанций, таких как Смольный или Минтранс.
Сейчас идет активная работа над проектом движения транспорта между аэропортом и стадионом. Пока этот проект официально не утвержден и не презентовался. Однако уже известно, что, по планам, туристы будут попадать на стадион, выезжая с Пулковского шоссе на Кольцевую автодорогу (КАД), затем на платную трассу Западный скоростной диаметр (ЗСД), далее на набережную Макарова и через пока не построенный мост через остров Серный на Петровский проспект и по Южной дороге на стадион на Крестовском острове.
Дорога была бы гораздо проще и короче, если бы при возведении центрального участка ЗСД строился съезд на Крестовский остров, ведь трасса проходит прямо мимо него. Но, как уже заявил Смольный и оператор трассы ООО "Магистраль Северной столицы", такого съезда не планируется.
По оценкам экспертов, после каждого из матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году будет около 4-5 тыс. человек, желающих воспользоваться такой прямой дорогой до аэропорта. Она могла бы разгрузить другие направления, по которым посетители будут покидать стадион. Тем более, транспортная полиция запретила открывать соседнюю станцию метро по окончании матча, что делает дорогу со стадиона не очень удобной.
Как отмечают в КРТИ, организовывать выделенную полосу на всем этом маршруте смысла нет. Например, проезд по небольшому участку по КАД до съезда на ЗСД вряд ли займет много времени. Гораздо интереснее, например, вопрос о том, как и на каких условиях колонны будут двигаться по платной магистрали.
В компании говорят, что пока этот вопрос не обсуждался, но технически, самое простое его решение — оборудовать транспондерами весь транспорт, который будет пользоваться "выделенкой". Когда машина с транспондером (специальное устройство на лобовом стекле) подъезжает к шлагбауму, он открывается автоматически, а оплата снимается с электронного кошелька.
Однако, как известно, проезд по ЗСД — платный. Как будет производиться оплата, неизвестно. Впрочем, вариантов здесь немного. Она может включаться в цену билета для пассажира или оплачиваться компанией-перевозчиком (если, например, в автобусе едут группы болельщиков), либо оплачиваться за счет бюджетных субсидий.
Далее выделенная полоса пройдет по продлению набережной Макарова, которое пока не построено, и по мосту через остров Серный, который тоже пока не построен. Общая стоимость проекта ранее оценивалась в 12 млрд рублей.
Вся последующая дорога состоит из четырех полос, по две в каждую сторону. Впрочем, особой популярностью эти дороги не пользуются. Разделение их на полосы для общественного транспорта и для автомобилей ситуацию кардинально не изменит. Но, скорее всего, на Южной дороге Крестовского острова будет запрещена парковка, которой сейчас пользуются посетители увеселительных заведений, и их хозяевам придется решать эту проблему.
А вот набережная Макарова после завершения строительных работ обещает стать оживленным участком, востребованным у автомобилистов. Именно там могут ввести постоянные веделенные полосы для общественного транспорта.
Для организации "выделенок" требуется установка новых дорожных знаков, нанесение дорожной разметки, установка оборудования для приоритетного пропуска на светофорных объектах и так далее. Работы недорогие: их стоимость исчисляется в миллионах рублей, а не в миллиардах, как в случае с трамваем или троллейбусом между аэропортом и городом. Но для их вопложения городу придется завершить, как минимум, набережную Макарова за 12 млрд рублей, развязку на Дунайском проспекте за 11,6 млрд рублей и железнодорожный переезд примерно за 5 млрд рублей, итого — 28 млрд рублей, не считая центрального участка ЗСД, который строится за 128 млрд рублей, но на условиях государственно-частного партнерства. Отдельный вопрос — поддержание нормального состояния разметки, что, как известно, сейчас не является сильной стороной транспортных чиновников Петербурга.