За январь в Петербурге собрали 55,9 млрд рублей налогов — на 17,5% больше, чем в прошлом году. При этом обороты бизнеса упали на 3,5% — 496,8 млрд рублей. Рост налоговых поступлений эксперты объясняют изменениями в налоговой политике государства. Однако в феврале положительной динамики по платежам ждать не приходится.
На 17,5% больше налогов, чем год назад, перечислил Петербург в бюджетную систему РФ за январь — 55,9 млрд рублей. При этом обороты компаний сократились. В целом спад оборота организаций составил 3,5% — до 496,8 млрд рублей. Такие данные со ссылкой на региональное УФНС обнародовал Петростат. Эксперты связывают рост налоговых поступлений с ужесточением позиции судов по налоговым спорам, ростом прозрачности бизнеса, усилением налоговой нагрузки и ростом курса мировых валют.
Но выросла и задолженность по налогам, отмечают в фискальном ведомстве. На 1 февраля в городе она составляла 35 млрд рублей — за месяц она выросла на 4,9%. Петростат также представил динамику платежей города в консолидированные бюджеты. Так, например, перечисления в городской бюджет снизились на 9%, до 16 млрд рублей.
С существенным отрывом по обороту в Петербурге лидирует оптовая и розничная торговля, на их долю приходится 41%. Еще 28% занимают обрабатывающие производства, 10% — на транспорт и связь. Сферы недвижимости, аренды и услуг занимают вместе 7%, еще 6% — производство и распределение электроэнергии, газа и воды, на строительство приходится 4%.
Сравнивать данные за январь 2015 года по налогам с оборотами в этом же месяце некорректно, отмечают налоговые эксперты. В январе налоги платят по результатам 4 квартала или декабря. Кроме того, за год выросли некоторые налоги и платежи, в частности, акцизы, существенно изменилась и налоговая политика государства в целом.
По словам представителя EY (ранее — Ernst&Young) в Петербурге, рост поступлений по налогам сойдет на нет уже в феврале. С учетом падения доходов в бюджет Петербурга, а это прежде всего НДФЛ, налог на прибыль и налог на имущество, а также роста доходов федерального бюджета, такую динамику можно объяснить двумя причинами. Среди них, например, потребительская паника на фоне девальвации рубля.
"Во-первых, c учетом ажиотажного спроса на товары в 4 квартале и роста цен, не исключено, что резко выросли платежи по НДС, зачисляемому в федеральный бюджет, говорит руководитель налоговой и юридической практики EY в Петербурге Дмитрий Бабинер. — Во-вторых, сказался эффект резкого увеличения акцизов на алкоголь и табак с 2014 года: в январе 2014 года акцизы уплачивались еще по старым ставкам, соответственно, рост платежей в федеральный бюджет по акцизам начался с февраля 2014 года".
Нужно напомнить, что под конец года власти, принимая закон об индексации акцизов, на два года заморозили их рост для крепкого и слабого алкоголя. Тогда это объяснялось ростом серого рынка за счет товаров из стран Таможенного союза, а также ростом доли нелегальной продукции. Однако акцизы на табак тем же законом проиндексировали больше, чем планировалось изначально.
Еще осенью прошлого года табачные компании отмечали снижение производства. Некоторые крупные игроки имеют прописку в Петербурге. До конца прошлого года рынок легальных сигарет должен был просесть на 10%, в 2015 — еще на 5%, прогнозировали в Japan Tobacco International. По итогам трех кварталов 2014 года легальный рынок сигарет в России снизился на 9,4%, отмечали тогда же в российском представительстве "Филип Моррис Интернэшнл".
Первое, что приходит в голову в качестве причины роста поступлений — рост курса валют, говорит председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. "Основные товары все-таки приходят из-за границы, а как изменился курс валют, все все мы видим. Соответственно вырос и НДС, — говорит представитель самого массового сегмента бизнеса — торговли, — Другое дело, что в сопоставимых ценах поступление налогов, можно сказать, упало. Если раньше мы на эти деньги могли купить, скажем, миллиард буханок хлеба, то сейчас, к примеру, уже 700 млн".
В большинстве регионов РФ увеличили кадастровую стоимость недвижимости, исходя из которой начисляют земельный налог и налог на имущество как для юридических, так и для физических лиц, напоминают в ГК "Нексиа Пачоли". К тому же, теперь налог на имущество уплачивают и налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы.
Кроме улучшения налогового администрирования и ужесточения фискальной политики, заместитель генерального директора по правовым вопросам "Нексиа Пачоли" Ирина Баршай отмечает, что позиция судов по налоговым спорам изменилась — они стали чаще признавать правоту налоговых органов, нежели налогоплательщиков. Эксперт также считает что в ближайшее время не стоит ждать спада собираемости, например, НДС, поскольку изменения Налогового законодательства в части сдачи декларации в электронном виде сделает бизнес в этом смысле более прозрачным.
Что касается снижения оборотов, до делать какие-то оценки пока рано, считают в компании. "Снижение оборотов все-таки происходит достаточно плавно, катастрофического сворачивания экономической деятельности пока не наблюдается, — говорит Ирина Баршай. — Компании движутся в сторону сокращения издержек и изыскания внутренних резервов. При этом моментально уйти в тень в сегодняшних условиях бизнесу практически невозможно. За последние годы подавляющая часть компаний перешла на легальные рельсы".
"Мы, конечно, видим не всю картину, но уже заметили, что существенно жестче к налогоплательщикам стали подходить суды в Москве. В основном, речь идет о делах с необоснованной налоговой выгодой, — говорит руководитель налоговой практики "Пепеляев Групп" Сергей Сосновский. — В регионах дела идут по-разному, в Петербурге резкого разворота в сторону налоговых органов в судах мы пока не заметили. Хочется даже по дереву постучать".