В Петербурге прошел траурный марш памяти убитого в пятницу оппозиционера Бориса Немцова. Акция, которая должна была стать не политической, превратилась в крупнейший за несколько лет оппозиционный митинг.
В воскресенье, 1 марта, должен был состояться анонсированный Алексеем Навальным оппозиционный антикризисный марш "Весна". Но в ночь с пятницы на субботу стало известно, что в Москве застрелили политика Бориса Немцова. Организаторы "Весны" в срочном порядке попросили у Смольного разрешения на проведение траурного марша памяти и на удивление быстро его получили.
Марш стартовал в 14:00 от станции метро "Горьковская", и поначалу казалось, что на акцию пришло не больше народу, чем на обычные оппозиционные митинги, но уже на Троицком мосту стало ясно: людей в этот раз гораздо больше. Когда первые ряды уже переходили Неву, хвост шествия только отошел от "Горьковской". Многие шли с красными гвоздиками, еще больше людей несли портреты, фотографии и книги убитого оппозиционера. В толпе было много молодежи, которая, попивая кофе из "Старбакса", рассуждала, кто мог заказать политика. Некоторые делали селфи на фоне митинга. "Потом покажу Серому, сколько тут народу, а то он не верит, что у нас оппозиция есть", — говорил какой-то парень девушке, рассматривая на телефоне фотографию. "Ой, тут "Россия 1", мне нельзя светиться, а то они мне работу дают", — прятались от объектива камеры какие-то студентки. Вдоль дороги стояли люди, раздававшие черные траурные ленты, газеты и листовки о Борисе Немцове.
Возглавляли колонну лидеры петербургской оппозиции — депутаты Законодательного собрания от "Яблока" Борис Вишневский и Александр Кобринский, представители "Гражданской платформы" депутаты Ольга Галкина и Максим Резник, сопредседатель петербургского отделения "РПР-Парнас" Андрей Пивоваров и другие политические активисты. Они несли огромный черный баннер с портретом убитого товарища. Несколько раз колонна останавливалась, и лидеры марша напоминали, что сегодня на митинге будет только один лозунг "Не забудем! Не простим!".
На фото: Марш памяти Бориса Немцова.
Однако почти сразу после начала митинга на Марсовом поле стало ясно, что одними воспоминаниями и словами памяти о Борисе Немцове ораторы не ограничатся. "Для нас с пятницы на субботу началась другая политика – политика крови! Некому больше говорить вслух то, что обсуждают на кухнях, некому устраивать марши и выходить на митинги! Теперь это должны делать вы!" — начал траурный митинг Андрей Пивоваров, сообщив, что для него Борис Немцов был учителем и другом. Следующие выступающие вспомнили о том, что ровно год назад Совет Федерации разрешил Путину ввести на Украину войска для защиты местного русскоязычного населения. "Это привело к тысячам смертей и двум миллионам беженцев! Немцов против этого боролся, а его за это убили", — неслось со сцены. "Не забудем! Не простим!" — отзывалась толпа. "Путину нужна власть, чтобы сделать состояние для себя, своих дочерей и друзей. На народ ему плевать, мы для них биомасса!" — продолжали ораторы.
"Сколько народу-то пришло! — разговаривали две пенсионерки. — Ну и слава Богу, что голова у них есть". На акцию пришло действительно очень много людей. По самым скромным оценкам, на Марсово поле вышло не менее 8-10 тыс. человек. Организаторы заявили о 15 тыс. участников, а петербургская полиция насчитала всего 6 тыс. человек на пике митинга. С уверенностью можно сказать, что это самая большая акция в Петербурге со времен "белоленточных протестов" в декабре 2011 года.
Кроме портретов Бориса Немцова и большого количества цветов было множество российских триколоров, красных флагов с гербом Петербурга, а также знамена различных политических партий и движений. К красно-черной символике анархистов у полиции практически сразу возникли вопросы. Старжи порядка попросили убрать флаги и собирались уже задержать активистов, так как решили, что на митинг пришли сторонники "Правого сектора", который с недавних пор в России запрещен. "Господа полицейские, не надо задерживать людей! Что у вас там происходит?!" — возмущался со сцены Максим Резник. Толпа начала скандировать традиционное: "Позор! Позор!" Анархисты стали толкаться и спорить с полицией, объясняя, что никакого отношения к украинской организации не имеют. Через пять минут ругани полицейские сдались и ретировались, так никого и не задержав, а анархисты продолжили гордо махать своими знаменами.
Тем временем на сцене один за другим продолжались выступления. Желающих высказаться оказалось настолько много, что организаторам пришлось попросить их ограничиться лишь несколькими минутами. Многие выступающие вспоминали, что Борис Немцов всегда был за объединение российской оппозиции, и предлагали в память о нем забыть о различиях в флагах и политических программах, создав единый фронт тех, кто против "бестолковой политики Кремля и Путина". Громогласными криками и аплодисментами встречали люди эти предложения. Много говорили о войне с Украиной, вспоминали о погибших там российских солдатах и требовали "остановить российскую машину смерти". "Есть еще время остановить эту войну! Нет войне! Нет войне!" — скандировала со сцены Ольга Галкина. Эти и другие подобные высказывания вызывали одобрительные возгласы собравшихся, многие из них рядом с траурной ленточкой вешали различную украинскую символику.
Примерно через час после начала митинга люди замерзли и начали расходиться. "Круто, конечно, но движа маловато", — обсуждали акцию уходящие. Из-за довольно холодной и промозглой погоды организаторы решили сократить митинг и закончили без десяти пять, хотя получили согласование до шести вечера.
Большинство людей отправились по своим делам, а около 100 человек решили продолжить выступление на площади перед Казанским собором. Туда принесли большой портрет Бориса Немцова с траурной лентой и гвоздиками и зажгли свечи в память о нем. Еще несколько человек попытались устроить одиночный пикет, развернув плакаты антиправительственного толка. "Одиночникам" полиция напомнила, что они устраивают незаконную акцию, потребовав ее прекратить. На справедливые замечания, что одиночные пикеты согласовывать не надо, стражи порядка внимания не обратили. В итоге через полчаса все оппозиционеры начали расходиться, но одного человека с антипрезидентским плакатом все-таки задержали. "Немцов жизнь отдал за свободу России, так что мне пару суток посидеть тоже не сложно. Это честь быть задержанным в такой день", — заявил он журналистам, пока его вели в автозак под крики "Позор! Позор!".