Разгорелся скандал вокруг поставки чешских вагонов Skoda на 3,8 млрд рублей через ООО "Вагонмаш". Конкуренты победителя требуют разорвать контракт и отдать подряд им в рамках импортозамещения, иначе их сотрудники останутся без работы.
Скандал вокруг заказа на 3,8 млрд рублей на поставку вагонов для петербургского метрополитена не утихает, несмотря на то что победа ООО "Вагонмаш" в конкурсе уже признана. Губернатору Петербурга поступило сразу две жалобы на этот контракт - от Профессионального союза машиностроителей РФ и профсоюза Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ).
Как dp.ru сообщили в аппарате губернатора, жалобы перенаправлены вице-губернатору Игорю Албину, который курирует комитет по транспорту (заказчик вагонов). В аппарате Игоря Албина пока рассматривают содержание жалоб и обещали в ближайшее время сформулировать позицию по этому вопросу.
Ранее конкуренты пытались добиться разрыва контракта, используя правовое поле. Так, "Трансмашхолдинг", в который входит ОЭВРЗ, направлял жалобу в ФАС России. Но, как там сообщили, жалобу признали необоснованной и причин для отмены конкурса пока не видят.
В жалобах, которые сейчас рассматривают в аппарате Игоря Албина, акцент делается уже не на условия конкурса, а на то, что победила в нем иностранная компания. Как уже рассказывал dp.ru, "Вагонмаш" принадлежит на 51% чешской Skoda, а еще на 49% - офшору на острове Герксли в Ла-Манше. До сих пор считалось, что за офшором стоит Кировский завод, но в "Вагонмаше" утверждают, что не имеют никакого отношения к этому предприятию. На Кировском заводе информацию не комментируют. Молчат и официальные представители Skoda, которым dp.ru направил вопросы еще неделю назад.
В ФАС России dp.ru сообщили, что анализировать российское или иностранное происхождение компании не входит в их обязанности. То же самое сказали и в петербургском управлении ФАС. В комитете по транспорту ранее также сообщили, что в их компетенцию не входит изучение конечных бенефициаров офшоров компаний-победителей.
Однако российские производители заводов продолжают указывать на то, что в нынешних экономических условиях госзаказчики должны заботиться об импортозамещении. Более того, из-за передачи подряда зарубежному производителю сотрудники этих заводов остаются без работы.
Между тем после публикаций dp.ru о конфликте вокруг этого контракта в редакцию поступило сразу несколько анонимных писем различного содержания от людей, близких к этой проблеме. Например, сегодня аноним, который, судя по содержанию письма, работает в ГУП "Петербургский метрополитен", изложил позицию о том, что закупка у Skoda - наилучший вариант для развития петербургского метрополитена.
Вот текст письма: "В 2013 году ОЭВРЗ выиграл конкурс на поставку 11 составов для метро только лишь потому, что назначил демпинговую цену, гораздо ниже рыночной. Причем готового состава у них не было и нет до сих пор, в отличие от чешской Skoda, да и срок поставки уже просрочен на 3 месяца. На данный момент три состава должны были быть поставлены, но раньше конца года и одного не ожидается. И состав получится дороже, чем та сумма, которую они заявили, то есть они уже работают себе в убыток. Да и продукцию ОЭВРЗ нельзя назвать современной, так как то, что они собираются нам поставлять, - это вагон разработки начала 90-х годов прошлого века "Яуза". К тому же эксплуатация разного типа составов на одной линии весьма затруднительна всем: и машинистам, и ремонтникам, и отделу закупки запчастей. А составы "НеВа" от Skoda очень комфортные. Если начали их закупать, то пусть и закупают их для третьей линии, а то у нас сейчас просто зоопарк с вагонами творится, четыре разных типа эксплуатируем".
В то же время в конце прошлой недели dp.ru получал письма противоположного содержания, где утверждалось, что продукция Skoda уступает по качеству и, главное, по цене продукции российских производителей. Уже в этом году "Вагонмаш" должен поставить один из составов, в 2016 году - два состава, в 2017-м - пять составов. При этом осенью 2012 года на поставку девяти шестивагонных составов выделялось 3,2 млрд рублей, то есть средняя стоимость вагона составляла 361 млн рублей. В конце 2013 года был заключен контракт на поставку 11 составов за 3 млрд рублей, то есть средняя стоимость - 273 млн рублей. В этом году средняя цена достигла 475 млн рублей.
Что касается офшорной доли в "Вагонмаше", то уже через несколько месяцев компании, возможно, придется обнародовать информацию о том, кто скрывается за этими 49%. В конце февраля Госдума приняла в первом чтении закон, который запрещает госструктурам сотрудничать с компаниями, у которых есть активы в офшорах. Мораторий на приобретение товаров и услуг у таких фирм будут контролировать комиссии по проведению закупок. Но в ближайшее время так или иначе разрешать этот спор предстоит Смольному.