Верфи Северо–Запада заморозили строительство восьми корветов и девяти фрегатов на общую сумму 227 млрд рублей: из–за конфликта на Украине прекращены поставки импортных двигателей. Российские промышленники не смогли оперативно заместить импорт.
Обновление ВМФ РФ застопорилось — на петербургском судостроительном заводе "Северная верфь" и калининградском "Янтаре" под угрозой срыва строительство восьми корветов и девяти фрегатов на общую сумму 227 млрд рублей. Для этих кораблей нет двигателей — судостроители импортировали их с Украины и из Германии. С того момента, как страны Запада ввели против России санкции, а Украина прервала военно–техническое сотрудничество из–за аннексии Крыма, поставки прекратились. Отечественные промышленники оказались не в состоянии оперативно заместить импорт.
Петербургские производители готовы инвестировать средства в модернизацию своих предприятий в расчете получить госзаказ на силовые агрегаты, а конструкторские бюро уже вступили в борьбу за право разработать новую корабельную энергетическую установку. Однако на создание производственной базы, необходимой для выпуска новых российских двигателей, потребуется, по самым оптимистичным оценкам, не менее 2 лет и около 10 млрд рублей.
Корабли из прошлого
В отсутствие современных двигателей отечественного производства судостроители вынуждены строить корабли старого образца. Так, Северная верфь в конце февраля 2015 года заложила два корвета проекта 20380. Хотя ранее руководство предприятия заявляло, что впредь верфь будет строить корабли следующего поколения — 20385. Всего по контрактам с Минобороны Северная верфь должна построить восемь корветов этого проекта — все эти корабли пока остаются без двигателей. По оценкам экспертов, средняя стоимость одного такого корабля — около 10 млрд рублей, что примерно на 25% дороже, чем строительство корвета 20380.
Головной корабль "Гремящий" был заложен в начале февраля 2012 года, а в июле 2013–го — первый серийный корвет "Проворный". На тот момент никто не предполагал, как изменится геополитическая обстановка в 2014 году. Поэтому корветы 20385 планировалось оснастить более качественными, чем российские аналоги, дизельными двигателями германской компании MTU. Теперь поставка этих агрегатов на верфь сорвалась из–за введенных санкций против России. Строительство приостановлено.
Не лучше обстоят дела и с фрегатами, которые судостроители обязались поставить российскому флоту до 2020 года в количестве 15 единиц. Украинское госпредприятие газотурбостроения "Зоря" — "Машпроект", изготавливавшее силовые агрегаты (газотурбинные установки) для фрегатов, прекратило поставки оборудования в Россию.
В итоге из восьми фрегатов, которые должна построить Северная верфь по проекту 22350 (средняя цена каждого около 18 млрд рублей), двигателями обеспечены только два. На калининградском "Янтаре" три фрегата проекта 11356 для Черноморского флота остались без двигателей (цена корабля — около 13 млрд рублей). Насколько могут сдвинуться сроки строительства кораблей, судостроительные заводы не ответили.
Импортозаместители
Для решения проблемы правительство РФ сформировало пул производителей, которые должны обеспечить корабли российскими двигателями.
Так, петербургскому ОАО
"Звезда"
предстоит создать производственные мощности стоимостью 3 млрд рублей по изготовлению редукторов для судовых энергетических установок. Примерно 50% необходимой суммы предприятие привлечет самостоятельно. В конце 2014 года "Звезда" получила аванс от Минпромторга и уже выбрала генподрядчика по реконструкции цеха — им стала компания "ЛенСпецСМУ".
Рыбинскому ОАО "НПО "Сатурн" предстоит построить испытательный стенд стоимостью около 6 млрд рублей, на котором будут собирать, испытывать и налаживать энергетические установки.
Петербургское
НПО "Аврора"
создаст систему управления установкой. А Коломенский завод, по словам главкома ВМФ Виктора Чиркова, заменит немецкие дизельные двигатели MTU на отечественные.
Выпустить первые изделия перечисленные предприятия смогут не раньше 2017 года. По словам главы ОАО "Звезда" Михаила Лобина, сейчас прорабатывается вопрос о поставке технологического оборудования, налаживаются кооперационные связи. "С 2017 года начнем выпускать редукторы", — уверяет Лобин. К этому моменту НПО "Сатурн" планирует построить новый испытательный стенд для отработки и наладки морских двигателей и агрегатов.
Что делать
Однако, как сообщил "ДП" источник в "Сатурне", открытым пока остается вопрос о самой установке.
"На данный момент у нас нет готовой установки. Нет агрегата, разработанного "Сатурном" и поставленного на корабль. Нет четкого понимания, какая установка нужна. Мы до сих пор не получили техническое задание от заказчика. Не ясно: хочет он, чтобы мы создали аналог украинской турбины или нечто лучшее. Процесс этот в любом случае не быстрый. Нельзя взять агрегат, разобрать его, обмерить и сделать то же самое. Можно либо добыть каким–то образом конструкторскую документацию, либо разработать изделие с нуля", — говорит собеседник "ДП".
На этом фоне своевременно выглядит предложение ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ — филиал ФГУП "Крыловский государственный научный центр"), который предлагает вариант решения проблемы на существующей технологической базе. Суть предложения в том, чтобы оснастить корабли системой электродвижения.
Опытный образец электрической установки создан и испытывается в Крыловском центре.
"Образец демонстрировали главкому ВМФ Виктору Чиркову, главе Минпромторга Денису Мантурову. Решений пока никаких не принято: денег мы не получили. Хотя наше предложение — это шаг в будущее", — уверен Олег Квасников, начальник отдела сервисного обеспечения проектов Крыловского центра. По словам эксперта, концепция "полного электродвижения" реализована на американских эсминцах нового поколения типа "Замволт", ВМС Великобритании обновляют флот эсминцами проекта 45 с электрогазотурбинной установкой.
Что же касается создания двигателя с нуля и запуска его в серийное производство, то на это может потребоваться значительно больше времени, чем отведенные государством 2 года.
Собеседники "ДП" сомневаются в том, что кооперационные связи удастся быстро восстановить, поскольку морские установки, собранные "Сатурном" в единичных экземплярах, в значительной степени состоят из украинских комплектующих — на полное замещение уйдет не меньше 4 лет.
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Портфель
Заказы на корветы и фрегаты
> ОАО "СЗ "Северная верфь" имеет контракты на строительство восьми корветов проекта 20385, двух — 20380 и восьми фрегатов 22350. Строятся четыре корвета и четыре фрегата, остальные не заложены.
> ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" имеет контракты на шесть фрегатов проекта 11356. Из них два фрегата спущены на воду, строятся три и один планируют заложить в этом году.
“
Газотурбинные установки — достаточно сложные изделия, слабо верится, что нашей промышленности удастся к 2017 году наладить собственное производство установок. С начала 2000–х рыбинским специалистам удалось сделать несколько морских установок небольшой мощности. Но это единичные экземпляры, и в значительной степени они изготовлены из украинских комплектующих. У России сейчас нет иного варианта, как делать установки самостоятельно. Можно, конечно, покупать китайские, но на это никто не пойдет. Скорее всего, раньше 2020 года собственной установки у нас не будет.
Андрей Фролов
эксперт Центра анализа стратегий и технологий
“
Многие судостроители и эксперты сомневаются, что отечественные предприятия в намеченные сроки наладят производство корабельных энергетических установок. Кажется, что времени очень мало, но, вы знаете, очень умные эксперты просчитывали все возможные варианты. Спорить с этими людьми я не хочу. Сошлюсь на слова управляющего директора по морским установкам "Сатурна", с которым буквально только что встречался, вот он уверяет, что все будет сделано точно в срок.
Лев Клячко
генеральный директор ОАО "ЦНИИ "Курс"