Журналист Владислав Бачуров - о том, как футбольный клуб "Севастополь" остался без своего владельца Вадима Новинского.
Сейчас прошло уже много времени, уже нет и одной стороны из участников переговоров, так что можно рассказать эту историю. В июне 2012 года со мной связались представители одного иностранного маркетингового агентства, которые должны были консультировать украинский футбольный клуб "Севастополь". Его владелец Вадим Новинский вывел "Севастополь" в украинскую премьер–лигу и видел его современным футбольным клубом с грамотным менеджментом и взвешенной трансферной политикой. Как я понимаю, что–то похожее за это время сделал Сергей Галицкий с "Краснодаром" (в отличие от неудачной попытки Сулеймана Керимова с "Анжи").
Сам Новинский родился в Новгородской области, в Старой Руссе, учился в Ленинграде, в 1990–е был одним из основателей компании "ЛУКОЙЛ — Северо–Запад". Заработанные деньги вкладывал в украинские предприятия и стал сказочно богат — его состояние составляет $3–4 млрд, он входит в число самых богатых людей Украины.
В мае 2012 года указом президента Украины Януковича Новинский был принят в гражданство Украины как лицо, имеющее выдающиеся заслуги перед страной. А уже через месяц было приглашение о консультации для его футбольного клуба. Было понятно, что владелец хочет создать привлекательный с точки зрения имиджа клуб, возможно, и из политических амбиций (забегая вперед — действительно, через год, в июле 2013 года, на выборах в Верховную раду в мажоритарном округе города Севастополя он набрал 53,41% голосов избирателей и стал депутатом украинского парламента).
Задача каким–то образом поучаствовать в работе по созданию привлекательного футбольного клуба показалась интересной. Но какой вклад мог внести я, если там за дело уже взялись западные консультанты? Только предложить какие–то успешные схемы и практики, которые применяются в российском футболе (есть такие, не надо думать, что все так плохо). Тем более что владелец клуба переехал на Украину из Петербурга, в Севастополе говорят по–русски, одна из задач была сформулирована так: "научить пресс–службу клуба работать с региональной и национальной прессой, а не только спортивной". Я до этого 5 лет работал главным редактором спортивной газеты и много мог рассказать о взаимодействии спортивных (и не только спортивных) изданий с пресс–службами клубов и федераций, назвать основные ошибки, которые часто допускают сотрудники пресс–служб и пиар–отделов, рассказать о позитивных примерах, креативных маркетинговых и рекламных приемах, научить каким–то навыкам реагирования на негативные публикации в СМИ, методам и приемам снижения негативного информационного фона.
Хотя тогда еще никаких "крымнаш"–разговоров и в помине не было, но мне показалось, что с точки зрения спортивного маркетинга не так уж сложно было позиционировать клуб "Севастополь" в качестве привлекательного для русскоязычных болельщиков на Украине и совсем уж просто — как любимого украинского клуба для российских болельщиков. Естественно, никакого политического аспекта я в это не вкладывал, только бизнес. К примеру, чтобы "НТВ–Плюс" покупало для своих трансляций украинского чемпионата не только матчи "Динамо" (Киев) — "Шахтер", но и матчи "Севастополя" (раз уж ему будут симпатизировать российские болельщики).
В общем, понятно, что если есть у компании какое–то уникальное отличие, то надо его цинично развивать. Но ответ я получил неожиданный. Были отвергнуты все предложения по российской схеме: от привлечения российских ньюсмейкеров для обмена опытом до продвижения имиджа клуба в российских СМИ и социальных сетях. Особенно поразила фраза: "Примеров российских клубов в работе со спонсорами — не нужно. Это не есть ориентир".
А еще через год — после присоединения Крыма к России — прекратил существование футбольный клуб "Севастополь". Вадим Новинский в марте 2014 года выступил резко против крымской операции. Он заявлял: "Я всегда отстаивал и буду отстаивать интересы Севастополя как неотъемлемой части Украины. Призываю своих избирателей и сам приложу все возможные усилия для сохранения целостности Украины, в которой не ущемляются права разных национальностей — ни украинцев, ни русских, ни татар, ни каких–либо иных".
За это бизнесмен и депутат был объявлен в Крыму "персоной нон–грата". И футбольный клуб остался без хозяина.