Центробанк с 12 апреля повышает тариф ОСАГО на 40%. Базовый тариф для легкового автомобиля для частного лица возрастет с 2440-2574 рублей до 3432-4118 рублей, заявил зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин. При этом до 20% расширяется коридор, в котором страховые компании могут устанавливать свои тарифы.
Рост тарифов связан со вступившими в силу с 1 октября 2014 года изменениями в закон об ОСАГО, которые предусматривают увеличение максимальных страховых выплат за ущерб имуществу со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, за причинение вреда жизни — со 160 тыс. до 500 тыс. рублей.
Зампредседателя Банка России Владимир Чистюхин, комментируя решение ЦБ, сказал, что такие меры позволят стабилизировать ситуацию в этом важнейшем сегменте страхового рынка, переживающем кризис. Как показали расчеты, в некоторых регионах требуется повысить тарифы больше чем на 100%.
По такому виду транспорта, как троллейбусы, например, дефицит тарифов в ОСАГО достигает 400%, пояснил Владимир Чистюхин. Однако, учитывая социальный характер этого бизнеса, ЦБ ограничил верхнюю планку совокупного роста тарифа 100%, сообщил он журналистам. По его словам, страховщики настаивали на большем увеличении тарифов. Такие предложения содержались в расчетах РСА.
В РСА предлагали повысить тарифы на 50-60%, говорит президент Союза страховщиков СПб и Северо-Запада Ирина Лукашевич. Она также говорит о социальной стороне вопроса, о которой не забыл регулятор. Но цифра, говорит она, в итоге все равно хорошая. Закон об ОСАГО за 11 лет существования меняется всего второй раз, напоминает она, и сейчас изменения тарифов требуются как никогда: количество автомобилей, а значит и страховых случаев, выросло, к тому же недавние события на валютном рынке сильно изменили стоимость импортных запчастей. Вилку тарифов, которая сегодня составляет 5%, страховщики предлагали увеличить до 15%, говорит эксперт. Между тем вилку в 20% ФАС предлагала ввести еще в 2010 году. Именно для стимулирования конкуренции.
Читайте также:
ОСАГО
"Росгосстраху" дали полгода на исправление ошибок
По оценкам союза, в 2014 году страховые выплаты по ОСАГО в Петербурге составили 5,567 млрд рублей — на 15,4% больше, чем в 2013 году. Всего было заключено 2,035 млн договоров. Объем страховых премий по ОСАГО в Петербурге составил 9,3 млрд рублей — 6,2% от всего рынка в РФ.
"Раньше лицензия на ОСАГО увеличивала стоимость страховой компании на $2 млн, — говорит Ирина Лукашевич. — Она была как медаль, а сейчас — как камень. Всему рынку сейчас тяжело, тем, у кого портфель не перекошен в сторону автострахования, конечно, попроще. А впереди переход на электронные полисы и электронные продажи, а это затраты на перевооружение как минимум".
"Повышения в 40-50% достаточно для сбалансирования рынка ОСАГО, это позволит 1-1,5 года удерживать нормальный баланс рынка. Затем можно будет провести повторный мониторинг, — говорит генеральный директор рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев. — Повышение на таком уровне на время снимет вопросы с региональными коэффициентами и уходом страховщиков из регионов. Однако, возможно, в ряде регионов останется некоторый дисбаланс".
"Октябрьский рост тарифа на 23-30% был привязан к троекратному увеличению лимитов выплат за ущерб имуществу. Почти сразу этот рост был "съеден" инфляцией, и убыточность тут же поползла вверх, — напоминает первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов. В трети регионах страны ОСАГО приносит колоссальные убытки, и мы надеемся, что решение регулятора поможет исправить ситуацию, позволит обеспечить доступность автострахования во всех регионах".
Пересмотр тарифа нужно сделать ежегодным, поскольку это инфляционный вид страхования, который зависит от многих макроэкономических факторов, считает заместитель директора Независимого актуарного информационно-аналитического центра Евгений Яненко. "Если бы это было сделано раньше, скорее всего, кризиса в ОСАГО бы не случилось. При проведении ежегодного мониторинга нужно смотреть не только на состояние этого рынка в целом, но и на то, как ведет себя ОСАГО в разных сегментах, — говорит эксперт. — Скажем, сейчас есть перекосы в возрастах, нужна детализированная разбивка и минимум пять возрастных групп. Стоимость страховки должна больше зависеть от стажа водителя".