00:1624 марта 201500:16
144просмотров
00:1624 марта 2015
Грузооборот Большого порта Санкт–Петербург в первые месяцы 2015 г. начал сокращаться. Падает и оборот контейнеров, которые долгое время были флагманом роста перевалки грузов в порту.
Общая экономическая ситуация, санкции на ввоз определенных групп товаров, девальвация рубля — все это не могло не сказаться на количестве импортных грузов, а значит, и на итогах работы портов Петербурга и Ленобласти, правда, результаты они показывают разные.
Контейнерный переворот
Грузооборот Большого порта Санкт–Петербург за январь–февраль 2015 г. сократился на 8% и составил 8,1 млн т. Падение наблюдается по различным видам грузов, например, перевалка рефрижераторных грузов сократилась на 47%, что, очевидно, связано с санкциями на ввоз продуктов питания из ряда стран.
Развивается тенденция снижения оборота контейнерных грузов в портах России, появившаяся еще в августе прошлого года. Так, по Балтийскому бассейну снижение по итогам 2014 г. составило 3,2% (по России в целом грузооборот снизился на 1%), причем рост в первом полугодии был компенсирован отрицательной динамикой окончания года. Контейнерооборот терминалов Global Ports в 2014 г. составил 2,66 млн TEU (–4,3% к 2013 г.), рассказывает Егор Говорухин, заместитель коммерческого директора группы Global Ports. Причем финские терминалы компании (в Хельсинки и Котке) и Усть–Лужский контейнерный терминал увеличили объемы перевалки контейнеров на 12 и 68% соответственно, однако этот рост не смог компенсировать снижение оборота петербургских терминалов — "Петролеспорта" и Первого контейнерного терминала.
Первые 2 месяца текущего года показывают, что негативный тренд не просто сохраняется, но и усиливается. По итогам января–февраля 2015 г. снижение контейнерооборота в балтийский портах России составило 31%, в целом по стране — 23%.
В Большом порту Санкт–Петербург снижение перевалки контейнеров в январе–феврале составило 15%.
При этом отмечают и положительные тенденции, такие как рост контейнеризированного экспорта. В 2014 г. экспорт груженых контейнеров в российских портах вырос на 20% к уровню предыдущего года, до 920 тыс. TEU. "Помимо девальвации рубля, которая положительно влияет на конкурентоспособность российских экспортных товаров на мировых рынках, мы видим постоянный рост использования контейнеров для экспортных товаров", — комментирует Егор Говорухин. По его словам, сегодня около 50% экспортных контейнеров отправляются с терминалов группы Global Ports гружеными, тогда как 5 лет назад доля составляла всего около 25–30%.
В исследовательском агентстве InfraNews говорят, что если импорт груженых контейнеров за 2 месяца 2015 года в Большом порту Санкт–Петербург упал на 28%, до 132 тыс. TEU, то экспорт — на 1,3%, до 96,3 тыс. TEU. Как отмечает руководитель агентства Infranews Алексей Безбородов, при этом на рынке возник дефицит порожних контейнеров для экспорта — падение импорта в условиях санкций и снижения курса рубля привело к тому, что высвобождающихся контейнеров под обратную загрузку стало меньше. И теперь порожние контейнеры приходится даже заказывать отдельно.
В Global Ports отмечают, что основные грузы, "переходящие" в контейнеры, — продукция металлургического сектора, минеральные удобрения, продукция лесной промышленности. И есть все основания полагать, что контейнеризация грузов в России будет продолжаться.
Область впереди
Перевалка контейнеров падает в 2015 г. во всех портах, однако некоторым из них удается даже наращивать общий грузооборот за счет других видов грузов. В первую очередь это относится к порту Усть–Луга. Впервые обогнав Большой порт Санкт–Петербург по объему перевалки грузов по итогам 2013 г., сейчас областной порт удерживает безусловное лидерство в Балтийском бассейне.
Так, по итогам января–февраля 2015 г. перевалка грузов здесь выросла на 24%, до 13,5 млн т. Динамика даже лучше, чем по итогам 2014 г., когда рост грузооборота составил 21%.
Основным двигателем роста в Усть–Луге являются нефть и нефтепродукты, отгрузка которых в январе–феврале выросла на 27 и 23% соответственно.
Но нужно понимать, что такой рост связан в том числе и существенным перераспределением экспортных объемов между портами и трубопроводами на дальневосточном и северо–западном направлениях, в том числе в морской порт Усть–Луга, отмечают в комитете по жилищно–коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области.
Дело в том, что в 2012 г. в Усть–Лугу пришла вторая ветка Балтийской трубопроводной системы (БТС–2), а также были запущены два терминала по перевалке нефти (ООО "Невская трубопроводная компания") и нефтепродуктов (ОАО "Усть–Луга Ойл", бывший "Роснефтьбункер"), контролируемые крупнейшим энергетическим трейдером Gunvor.
В числе "пострадавших" от такого перераспределения оказался, например, областной порт Приморск — его грузооборот снизился в 2014 г. на 16%, до 53,6 млн т, за счет снижения перевалки нефти на 22% (до 42,3 млн т). Дополнительно повлияло на снижение перевалки нефти падение мировых цен на нефть в прошлом году в 2 раза.
Не теряя оптимизма
Несмотря на негативные тенденции, прогнозы по перевалке грузов в портах, прежде всего Ленинградской области, довольно оптимистичны.
В комитете по ЖКХ и транспорту Ленобласти отмечают, что стабильные показатели работы портов области обусловлены тем, что основной грузопоток портов ориентирован на экспорт минерально–сырьевых ресурсов, которые по–прежнему имеют устойчивый спрос на рынках Европы, Америки и Азии.
Предполагается и дальнейшее развитие портовых перегрузочных мощностей. Например, Global Ports планирует в 2015 г. инвестировать в порты на Дальнем Востоке и Северо–Западе около $27 млн.
В порту Усть–Луга планируется завершение четвертой очереди комплекса наливных грузов, реализация проекта по строительству металлургического терминала, терминалов по перевалке минеральных удобрений, метанола и сжиженного природного газа.
Еще до конца 2015 г. может начать обработку многофункциональный морской перегрузочный комплекс "Бронка" (ХК "Форум") — об этом заявил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. По его словам, работы на объекте в Ломоносовском районе идут с опережением графика. Кроме того, в марте Пассажирский порт Санкт–Петербург "Морской фасад" получил статус грузопассажирского, что позволит принимать и обрабатывать там и грузовые паромы, а не только пассажирские.