С сегодняшнего дня российская "дочка" австрийского Райффайзенбанка перестала выдавать и реструктурировать автокредиты. Решение связано с негативным трендом на российском автомобильном рынке, отмечается в пресс-релизе. Банк входит в топ-10 по портфелю автокредитов — 41,8 млрд рублей по итогам первого полугодия 2014 года.
С сегодняшнего дня российская "дочка" австрийского Райффайзенбанка перестала выдавать и реструктурировать автокредиты. Это связано с негативным трендом на российском автомобильном рынке, отмечается в пресс-релизе. Банк входит в топ-10 по портфелю автокредитов — 41,8 млрд рублей по итогам первого полугодия 2014 года.
Банк сконцентрируется на развитии кредитных карт, ипотеки, потребительского кредитования и депозитов. В официальном сообщении подчеркивается, что никаких изменений по уже выданным кредитам не будет. Автокредитные продукты сворачивают для повышения операционной эффективности в России. Банк, в частности, закрывает свои отделения в 15 городах.
"На протяжении долгого времени Россия была единственным регионом присутствия группы RBI, где развивалось автокредитование. К сожалению, на сегодняшний день этот сегмент демонстрирует худшую динамику по рынку в целом, — отметил заместитель председателя правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса АО "Райффайзенбанк" Андрей Степаненко. — Банку важно оставаться высокоприбыльным, несмотря на экономическую ситуацию, поэтому мы делаем сознательный выбор, отказываясь от определенных направлений в пользу более перспективных с точки зрения доходности и развития бизнеса".
По данным портала Banki.ru, портфель автомобильных кредитов Райффайзенбанка гражданам по итогам первого полугодия 2014 года составил 41,8 млрд рублей — 22% от всех выданных розничных кредитов. Банк занимает шестую строчку в рейтинге по объему кредитов на автомобили. Первые три места за тот же период заняли Сбербанк, Русфинансбанк и ЮниКредит Банк. В последнем dp.ru сообщили, что не намерены приостанавливать выдачу займов на автомобили, а поддержка всех действующих программ автокредитования совместно с диллерами и производителями остается в силе.
Портфель лидера рейтинга составлял 141,8 млрд рублей — 3,84% от всех розничных кредитов. Сейчас Сбербанк полностью отказался от автомобильных кредитов в пользу дочки — Сетелем Банка, отметили в пресс-службе крупнейшего розничного банка. Других комментариев там решили не давать. По данным того же рейтинга, больше трети его портфеля по автокредитам приходилась как раз таки на "Сетелем" — 57,6 млрд. Доля автокредитов в общем портфеле у специализированной дочки тогда составляла 77,8%.
Начиная с ноября прошлого года спрос на автокредиты стремительно снижается, отмечает президент Тойота Банка Александр Колошенко. Учреждение, как можно понять и по названию, специализируется исключительно на автомобильных кредитах и также входит в топ-10 по их объемам. На сегодняшний день кредитный портфель банка составляет более 51 млрд рублей, его максимальный размер зафиксировали в октябре 2014 года — 55 млрд.
В конце года дилеров атаковали клиенты с наличными, а большинство банков еще и приостановило программы автокредитования. Заявки, например, с 22 декабря перестал принимать тот же Сбербанк. Мораторий действовал до конца февраля, при этом на Сетелем Банк он не распространялся.
Соответсвенно у дилеров не было ни желания, ни потребности продавать автокредиты, и их проникновение снизилось в разы, рассказывает топ-менеджер Тойота Банка. По некоторым моделям и дилерам оно стремилось к нулю. Сейчас оно в 2-3 раза ниже прошлогоднего, но это уже связано с высокими ставками по кредитам и резким изменением модели поведения клиентов. Сейчас, в кризисные времена, покупатель готов пользоваться автомобилем на 1,5-2 года дольше — одно только это приводит к падению продаж дилеров на 50%, говорит Александр Колошенко.
По его оценкам, с рынка автомобильного кредитования вскоре могут уйти и другие сильные банки. Связано это будет с тем, что автокредит, как, впрочем, и кредит потребительский, — удел узкоспециализированных игроков. Попытки обрабатывать такие виды кредитов "универсальными" методами ощутимо снижают эффективность, делая бизнес откровенно убыточным. Это становится особенно заметно при негативных тенденциях на рынке, говорит Александр Колошенко.
"На рынке действует много универсальных банков, акционеры которых осознанно идут на убытки от участия в автокредитовании. Даже самые эффективные банки, без отделений и дорогих офисов, вынуждены закладывать в ставку не менее 2% операционных расходов, а с учетом комиссии ретейлеру или дилеру, кредитного риска и стоимости ликвидности, а также минимальной доходности бизнеса средняя ставка по автокредиту сейчас должна быть никак не менее 20%", — говорит эксперт.
Слова Александра Колошенко о нелегких временах российского автомобильного рынка подтверждает и статистика. Если в декабре он рос огромными темпами, поскольку автомобили стали одним из альтернативных средств инвестиций, то в январе началось падение по всем фронтам. За 2 месяца импорт легковых автомобилей в Россию упал на 46% — до 48,5 тыс., производство автомобилей только в Петербурге в феврале снизилось на 26% — заводы Toyota, GM, Nissan и Hyundai собрали 25 тыс. новых автомобилей, подсчитал "Auto-Dealer-СПб".
General Motors 18 марта объявил о реструктуризации бизнес-модели, в рамках которой автопроизводитель отказался от производства Opel в России, а также большей части моделей бренда Chevrolet. Через несколько дней на заводе сократили 150 сотрудников. Всего под сокращение попадут 800 человек. Петербургский завод полностью прекратит производство автомобилей в середине 2015 года и законсервирует предприятие.
Снизились и продажи: за 2 месяца, по подсчетам "Auto-Dealer-СПб", продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократились в городе на 32%. При этом часть брендов, входивших ранее в топ-20, сократили свои продажи в феврале более чем на 90%. Не лучше дела обстоят и по России в целом. Только в феврале продажи по отношению к прошлому году упали на 37,9% — до 128,3 тыс. авто в месяц. За январь-февраль продажи упали на 32,1% — до 243,8 тыс. Это на 115,3 тыс. машин меньше, чем за тот же период в прошлом году, подвели итоги в Ассоциации европейского бизнеса.
Ранее президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Владимир Моженков прогнозировал на 2015 год падение продаж до уровня 2009 года — 1,5 млн машин. В этом случае в стране закроются примерно 1 тыс. дилерских компаний. По данным ассоциации, в начале 2015 года в России работали 4398 дилерских предприятия, на которых трудились около 400 тыс. сотрудников. По прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, объем продаж автомобилей в России сократится в 2015 году примерно на 24%, в 2014 году он составил около 2,5 млн единиц.