В борьбе за контроль над "Ленэнерго" против команды Игоря Сечина Смольный оказался по одну сторону баррикады с могущественным бизнес-кланом братьев Ковальчук. В случае победы города в схватке Ковальчуки смогут поставить в "Ленэнерго" своих менеджеров.
Как сообщил «Деловому Петербургу» вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, завтра, в пятницу, председатель правления ОАО «Россети» Олег Бударгин и санатор банка «Таврический», совладелец банка «Международный финансовый клуб» (МФК) Михаил Прохоров, приедут на переговоры к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. После них градоначальник примет у себя председателя правления ОАО «Интер РАО ЕЭС» Бориса Ковальчука. Тема переговоров одна и та же — спасение ОАО «Ленэнерго», деньги которого (12 млрд рублей) зависли в «Таврическом». В преддверии этих встреч в Федеральной службе по тарифам (ФСТ) обсуждаются специальные RAB-тарифы для «Ленэнерго», в «Россетях» корректируется инвестпрограмма, а городское правительство готовит свои предложения. «Дополнительные комментарии с моей стороны сейчас будут преждевременными: все будет решено», — добавил вице-губернатор. Как говорят источники в отрасли, городские власти готовят решительную атаку на незыблемые до недавнего времени позиции «Россетей» в акционерном капитале ОАО «Ленэнерго». Целью Смольного, от лица которого действует Игорь Албин, является получение контрольного пакета акций сетевой компании. «Без этого городу будет сложно закрыть вопрос с подключением к сетям десятков новых домов, которые ждут годами», — говорит источник.
Для достижения этой цели городские чиновники, похоже, заручились помощью влиятельного бизнес-клана семьи Ковальчук. Структурам, которые входят в сферу интересов этого олигархического семейства (ФСК ЕЭС, ОАО «Петербургская сбытовая компания» (ПСК), банк «Россия»), «Ленэнерго» задолжало более 8,5 млрд рублей. При этом, по мнению участников рынка, в случае победы Смольного в этой схватке Ковальчуки смогут поставить в «Ленэнерго» своих менеджеров, так как чиновники не имеют слаженной команды, способной быстро справиться с управлением энергогигантом. В «Россетях» воздержались от комментариев.
Утерянные нити
Сейчас контроль над «Ленэнерго» принадлежит другому влиятельному клану — 67% акций компании находятся у ОАО «Россети», которое возглавляет протеже Игоря Сечина Олег Бударгин. После отставки экс-гендиректора «Ленэнерго» Андрея Сорочинского именно «Россети» выдвинули и утвердили на совете директоров нового главу компании Василия Никонова.
Смольному в «Ленэнерго» принадлежит 18% акций, что дает ему три места в совете директоров (против семи у «Россетей»), которые занимают глава комитета по энергетике Андрей Бондарчук, его заместитель Евгения Розова и глава комитета по тарифам Дмитрий Коптин. Городу отведена роль пассивного наблюдателя, а все решения принимают «Россети». До сентября 2014 года у города был блокпакет (26,57% акций), но после допэмиссии в пользу «Россетей» доля была размыта.
Теперь же, рассказал «ДП» источник, близкий к ситуации, Игорь Албин активно собирает всех оппонентов «Россетей» в единый фронт, чтобы вернуть не только блокирующий, но и контрольный пакет «Ленэнерго». Таких оппонентов много: «Ленэнерго», потерявшее в банке «Таврический» 12 млрд рублей, должно более 6 млрд рублей смежным сетям (СПбЭС, ЛОЭСК, «Оборонэнерго», РСК РЭС, Петродворцовой ЭС, «Колтуши СК», ОЭК), около 2,2 млрд рублей — сбытовым компаниям (в том числе 1,9 млрд — рублей Петербургской сбытовой компании (ПСК)), еще 3,5 млрд рублей — ОАО «ФСК ЕЭС» (которое владеет высоковольтными магистральными сетями). И это не считая долгов 41 млрд рублей перед банками и 14 млрд рублей перед абонентами за присоединение их к сетям. Кроме того, около 6 млрд рублей компания должна подрядчикам за строительство сетей.
Брешь в борту
Коллапс в «Ленэнерго» разразился в январе, когда оказалось, что у компании 16,5 млрд рублей зависли в тонущем из-за дефицита ликвидности банке «Таврический», связанном с бывшим сенатором Александром Сабадашем. Бывший гендиректором «Ленэнерго» Андрей Сорочинский разместил в «Таврическом» на шести депозитах 13,4 млрд рублей, еще 3 млрд находились в момент краха банка на расчетных счетах компании. За это Андрей Сорочинский 20 января 2015 года был досрочно снят с должности, а назначенный на его место Василий Никонов к концу месяца сменил команду, назначив на ключевые посты людей из дружественных Сечину «Россетей».
По словам источника в отрасли, Сорочинский, формально подчинявшийся «Россетям», до последнего времени занимал довольно независимую позицию. В отрасли это объясняли покровительством влиятельной персоны, но расходились в том, какой. «Когда из города ушла Валентина Матвиенко, Сорочинский стал искать покровителей и обратился лично к Игорю Сечину, чье заступничество помогло менеджеру удержаться в кресле при новом губернаторе», — изложил «ДП» свою версию один из источников. Другой источник считает, что «связи Сорочинского через Александра Сабадаша выходят на уровень руководства МВД и ФСО». Так или иначе после его отставки в «Ленэнерго» прочно обосновалась команда, подконтрольная «Россетям».
Об этом можно судить, например, по опубликованному на прошлой неделе протоколу собрания совета директоров «Ленэнерго», который одобрил десяток сделок с заинтересованностью — контрактов с подконтрольной «Россе-тям» компанией «СЗЭУК» на общую сумму 218 млн рублей на апгрейд IT-систем и телефонии энергокомпании. Все три представителя Смольного, входящие в совет, голосовали против этой сделки. Но шестеро директоров «Россетей» провели нужное решение.
День «Ч»
Кадровые победы «Россетей» с первых же дней встретили противодействие со стороны подконтрольной Ковальчукам ПСК, которая собирает деньги с потребителей электроэнергии. Как уверял Василий Никонов, уже в конце января ПСК перестала перечислять «Ленэнерго» платежи от абонентов (около 3 млрд рублей в месяц), составляющие 80% выручки компании. В ПСК заверили, что 25 марта платежи были частично проведены, но «вопрос не урегулирован»: дело в том, что «Ленэнерго» само с лета 2014 года накопило долгов перед ПСК в объеме около 2 млрд рублей за энергопотери в сетях. Одновременно «Ленэнерго» атаковали смежные сети, которым монополист должен отчислять около 22% (600650 млн рублей в месяц) получаемых от ПСК денег за транзит энергии. Они потребовали заключить прямые договоры со сбытовыми компаниями, чтобы получать деньги минуя «Ленэнерго».
По словам осведомленного источника, на ближайших встречах у губернатора бу дет в том числе подниматься вопрос банкротства «Ленэнерго». Его могут начать Ковальчуки (ФСК ЕЭС отсудила 3,5 млрд рублей в ноябре 2014 года) или иные кредиторы. «В последние недели обе заинтересованные стороны активно скупали дебиторку «Ленэнерго», чтобы улучшить свои позиции в торге», — говорит источник.