Экономист Дмитрий Прокофьев - о том, как Ли Куан Ю сделал из Сингапура успешную страну.
Ли Куан Ю ушел из жизни в статусе национального героя. Согражданам есть за что благодарить его. За 40 лет правления Ли Куан Ю ВВП на душу населения увеличился в 40 раз, сейчас он превышает $60 тыс. на душу населения по паритету покупательной способности. При этом сегодняшнее население Сингапура — 5,5 млн человек (как Петербург с областью). В Сингапуре едва ли не самые комфортные условия для бизнеса. В рейтинге Corruption Perceptions Index 2014, отражающем "свободу от коррупции" 175 стран, Сингапур занимает 1–е место в Азии и 7–е место в мире (для сравнения: Россия вместе с Камеруном и Нигерией разделяют в этом списке 136–е место). Это известно всем.
Менее известно, что полвека назад, в 1965 году, Сингапур был исключен (да, собрались и проголосовали за исключение) из состава Малайзийской Федерации. Депутатов от Сингапура к участию в голосовании не пригласили. Причины такого решения заслуживают отдельного рассказа, но сейчас речь о Сингапуре.
Оказавшись вне Малайзии, Сингапур потерял свою роль делового и военного центра Юго–Восточной Азии. Ли Куан Ю и его команде пришлось начинать почти с нуля. У нового государства не было ни ядерных боеголовок, ни производственных комплексов, ни амбаров с рисом, ни цистерн с нефтью. В Сингапуре не было даже питьевой воды. Ее импортировали из Малайзии.
Зато Ли Куан Ю повезло с народом. Три четверти граждан Сингапура составляли этнические китайцы, образованные горожане, занятые промышленностью и торговлей. Разумеется, это были не только предприниматели, но и простые фабричные рабочие, работавшие на предприятиях своих соотечественников. Это были люди, знающие толк в самостоятельном труде.
Все, что делал Ли Куан Ю, на первый взгляд кажется логичным. Если ты слаб и не можешь защитить себя сам, сделай так, чтобы за тебя заступились сильные. Ли Куан Ю привел в свою страну мировой капитал. "Наезжать" на Сингапур соседям по региону стало намного труднее. Впрочем, свою армию, маленькую, но вооруженную до зубов, Ли Куан Ю тоже сформировал — под руководством израильских инструкторов, по образу и подобию Армии Обороны Израиля.
В интервью газете New Straits Times в 2000 году Ли Куан Ю сформулировал свою военную доктрину так: "Мы не хотим воевать ни с кем. Но мы способны заставить агрессора заплатить очень высокую цену".
Присутствие международного бизнеса накладывало серьезные ограничения на сингапурскую администрацию. Власть в Сингапуре оказалась отделенной от собственности не на словах, а на деле и была вынуждена играть по честным правилам.
По–другому быть не могло, иначе инвесторы не захотели бы иметь дело с Ли Куан Ю. Но они говорили с ним на одном языке — Ли Куан Ю буквально заставил сингапурских китайцев выучить английский язык как родной и отправлял лучших студентов учиться в Оксфорд и Гарвард. Сам Ли Куан Ю получил британское образование и в начале своей карьеры говорил по–английски свободнее, чем по–китайски.
Ли Куан Ю упрекали за безжалостность к оппозиции. Да, в Сингапуре были безжалостны к тем, кто предлагал "взять все да и поделить", а также отстаивал свои религиозные чувства пистолетом и взрывчаткой. Заодно без разговоров отправляли за решетку чиновников, неспособных объяснить происхождение своего богатства. Объяснения про деловые успехи жен и инвестиционную мудрость детей не принимались.
Но оппозиция в Сингапуре оказалась уделом маргиналов не по причине жестокости Ли Куан Ю. Он сделал ставку на "банальность добра", формируя общество, в котором не стыдно быть богатым и успешным, но стыдно воровать и хапать взятки. Общество, в котором студентов поощряют за успехи в точных науках, а не в прославлении вождя. Общество, в котором политики лишены возможности манипулировать голосами люмпенов, потому что люмпены отсутствуют как класс. Как возразишь против такого общества? Особенно на фоне "успехов" Габона, Зимбабве и других "народных республик".
Но главный урок Ли Куан Ю заключается в демонстрации того, что именно является фундаментом истинного, а не показного народного единства. Для этого фундамента нужны не единые учебники и ритуалы, а согласие по фундаментальным вопросам бытия. Вопросам, ответы на которые и создают народ. Можно ли "крысить из общака", то есть, простите, воровать из бюджета? Можно ли гадить в парадной? Можно ли брать чужое? Можно ли?..