Частные компании потеснили государственные на рынке содержания дорог а в Ленобласти с объемом 2 млрд рублей. Кроме единственного традиционного коммерческого игрока "РемСэд" подряды получили фирмы "НордСтройТранс" и "Энерго Строительная Компания".
В Ленобласти подведены результаты конкурсов на содержание региональных дорог в 2015 году и в начале 2016 года стоимостью более 2 млрд рублей. Заказчиком выступает областной комитет госзаказа.
Как на странно, за внушительные суммы от 95 млн рублей до 464 млн рублей подрядчики не боролись. Работы были разделена на семь аукционов, и в каждом из них был только один участник. В результате стартовую цену ни в одном из случаев не снизили, хотя аукцион предполагает именно такой эффект: подрядчики должны предлагать максимально низкую цену, чтобы победить.
Более 2 млрд рублей разделились на несколько лотов по районам. Неожиданно самый внушительный объем работ на 902,4 млн рублей достался ООО "НордСтройТранс" ("НСТ") Виктора Стагановича, а не госпредприятиям. Фирма была единственным участником сразу в двух аукционах. Она выиграла аукцион за 464,7 млн рублей на работы в Гатчинском, Тосненском, Киришском и Волосовском районах, а также аукцион на 437,7 млн рублей на работы во Всеволожском, Ломоносовском и Кировском районах. НСТ — крупный областной подрядчик, который и раньше работал по госзаказам, занимаясь ремонтом и строительством дорог.
Также значительный контракт на работы в Лужском, Кингисеппском и Сланцевском районах получило ООО "Энерго Строительная Компания" ("Эско"), выигравшая аукцион на 324,6 млн рублей. Компания вышла на рынок в 2010 году, получив контракт на ремонт дороги в Кингисеппе за 65 млн рублей. В 2012 году "Эско" получила контрактов на 1,2 млрд рублей, в 2013 году — еще почти на 2 млрд рублей. По данным системы "СПАРК", владельцами компании являются Екатерина Ильина, Дмитрий Николаев, Алексей Смирнов и Андрей Кортиков.
"Эско" — основной конкурент НСТ. Обе фирмы, наряду с корпорацией "Евротракт", "Вегой-2000" и несколькими другими менее крупными подрядчиками, ежегодно борются за другую часть дорожного рынка в Ленобласти — около 7 млрд рублей из областного бюджета на ремонт (строительство, реконструкция, капремонт и ямочный ремонт) региональных дорог.
Главные конкуренты областных дорожных строителей — крупные петербургские подрядчики, такие как ВАД, "АБЗ-Дорстрой" или "Гермес", входящее в ГК "Возрождение". Но они не спешат выходить на рынок содержания дорог объемом 2 млрд рублей. Но и областные дорожники, такие как "Эско", на петербургский рынок не спешат.
Традиционно аукцион на работы в Волховском районе на 95 млн рублей выиграло ООО "РемСЭД" Георгия Михаилиди и Светланы Симоновой. Инвесторы основали компанию в 2009 году в единственном областном районе, где на тот момент не было своего государственного предприятия. Теперь оно содержит около 600 км региональных дорог ежегодно только в Волховском районе. Поскольку район находится в значительном удалении от Петербурга, у компании ни разу не было соперников из числа крупных петербургских компаний. У "РемСэд" собственная база и две арендованных. Госзаказ составляет основу, позволяющую ей существовать.
Остальные подряды на 744 млн рублей достались государственным предприятиям. Так, в Приозерском районе аукцион на 108,5 млн рублей выиграло областное государственное предприятие "Приозерское дорожное ремонтно-строительное управление", аукцион на 288,1 млн рублей на работы в Выборгском районе — Выборгское дорожное ремонтно-эксплуатационное управление, аукцион на работы в Лодейнопольском, Подпорожском, Тихвинском и Бокситогорском районах на 347,3 млн рублей — Лодейнопольское дорожное ремонтно-строительное управление.
Как dp.ru рассказали в комитете по дорожному хозяйству Ленобласти, из 2 млрд рублей 40% (то есть 800 млн рублей) пойдут на уборку дорог в зимний период и 60% (то есть 1,2 млрд рублей) — в летний. На эти деньги (2 млрд рублей) убирают дороги только регионального значения. Уборка федеральных трасс в эту сумму не входит.
Уборка придомовых территорий, дворов и небольших улиц — в компетенции местных муниципальных образований. Сколько и кому выделять на это денег, решают сами муниципалитеты. Оценить объем этого рынка довольно сложно, но дорожники говорят, что речь идет о цифре до 1 млрд рублей. Крупных игроков здесь нет, так как все подряды распределяются либо среди местного малого бизнеса, либо среди государственных предприятий, работающих в том или ином районе области.
Федеральные трассы, которые проходят через Ленобласть, обслуживают предприятия-победители федеральных конкурсов. Эти конкурсы проводят владельцы федеральных трасс, например "Росавтодор".
Для сравнения: в Петербурге объем рынка содержания дорог в 18 районах составляет около 7 млрд рублей. Он представлен одним частным предприятием "Спецтранс" и многочисленными государственными предприятиями (ОАО "Гражданское", ОАО "Коломяжское", СПб ГУДП "Центр", СПб ГУДП "Путь" и другие). Другим частным предприятиям пока на этот рынок выйти не удалось. При этом компании, как и в Ленобласти, тратят около 40% на зимнее содержание и около 60% — на работы в остальные времена года.
Такая структура рынка дорожного содержания сложилась исторически, поскольку до 2014 года деньги на содержание дорог не распределялись через аукционы. Заказчиком этих работ выступает комитет по благоустройству.
Протяженность дорог, за которыми ухаживают в Петербурге, составляет более 3 тыс. км, в Ленобласти — около 10 тыс. км.
Еще 3 года назад правительство Ленобласти заявляло, что собирается увеличить финансирование содержания областных дорог до 5 млрд рублей к 2018 году. Если это произойдет, рынок фактически увеличится больше чем в 2 раза, и в отдаленные от города районы смогут прийти петербургские компании.