"Дочка" "Газпром нефти", которая уже занимает 30% российского рынка производства модифицированного битума для ремонта дорог, продолжает экспансию. Компания заручилась поддержкой "Сибура" и "Росавтодора" и собирается вдвое расширить производство. В Петербурге компании экспериментируют на работах на КАД.
"Газпром нефть" заручилась поддержкой "Сибура" и Федерального дорожного агентства Министерства транспорта ("Росавтодор") в своей экспансии на рынке производства модифицированного битума.
По словам Дмитрия Орлова, генерального директора ООО "Газпромнефть — Битумные материалы" ("дочка", созданная в 2014 году для объединения битумных активов "Газпром нефти"), компания занимает почти 30% этого рынка в России и должна в ближайшее время подписать новые договоры о поставках в Турцию и Китай.
Кроме России сегодня битумная "дочка" "Газпром нефти" поставляет модифицированный битум в Чехию, Италию и Казахстан. В Казахстане она занимает около трети рынка, по оценке самой компании.
Сейчас объем производства составляет 1,8 млн т битумных материалов, к 2025 году он должен увеличиться до 2,5 млн т. Лидировать в этом направлении "Газпром нефти" не так уж и трудно: битум для ремонта дорог производится из остаточных продуктов нефтепереработки. "Себестоимость производства сложных продуктов у нас ниже", — признает Дмитрий Орлов.
Стратегия "Газпром нефти" явно направлена на достижение серьезного лидерства, до половины рынка модифицированного битума России. Однако в компании отмечают, что удвоение производства не обязательно приведет к завоеванию именно такой доли рынка, поскольку к тому моменту он в целом должен существенно вырасти.
Поддержка "Росавтодора" и "Сибура" играет значительную роль в экспансии "Газпром нефти" на битумный рынок, а если говорить о российском рынке, то и вовсе ключевую. Так, "Росавтодор" является самым крупным в России распределителем бюджетных денег на дорожный ремонт. Как уже рассказывал dp.ru, только на федеральных трассах Петербурга и Ленобласти объем денег, которые распределяет "Росавтодор", в 2015 году составит 21,8 млрд рублей.
При этом альтернатива битумов — инновационные методы производства асфальтобетонных смесей и нанесения дорожных покрытий, но в России они малопопулярны. Так что битумные смеси — важнейший материал для производства дорожных работ. При этом стандарты и нормативная база для битумных материалов находятся в постоянной доработке. Причем система стандартизации здесь настолько сложная, что даже сами дорожники отмечают: разобраться удается не всем и не сразу.
Что касается сотрудничества с "Сибуром", холдинг поставляет на производства "Газпром нефти" полимеры (в России "Сибур" — единственный производитель полимерных материалов), которые используются для производства полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), пояснил Михаил Гордин, член правления и управляющий директор ООО "Сибур". Речь идет о современном виде битума, который предполагает улучшенное качество дорожного покрытия.
Сегодня, по нормативным документам, межремонтный срок эксплуатации федеральных дорог составляет до 6 лет. "За счет инноваций мы планируем увеличить его до 12 лет", — сообщил Игорь Астахов, заместитель руководителя "Росавтодора". Говоря об инновациях, представители "Росавтодора" имеют в виду плоды сотрудничества "Сибура" и "Газпром нефти". В 2014 году этот новый вид битума в Петербурге и Ленобласти тестировали на участках КАД и на одной из дорог в Петербурге.
При этом ряд производителей битумов жалуются на недостаток заказов, указывая на особые ресурсы "Газпром нефти", которые позволяют компании лидировать на рынке и занимать новые ниши. Об этом говорили и в кулуарах недавно прошедшего в Петербурге форума о битуме. Дорожники, в свою очередь, жаловались на то, что летом у них возникают проблемы с заказами, так как у поставщиков битум заканчивается, а новую партию приходится долго ждать.
При этом Дмитрий Орлов отметил, что "Газпромнефти — Битумные материалы" в прошлом году в высокий сезон удалось достичь баланса между производством и потреблением битумной продукции, поскольку современные технологии позволяют фасовать битум в контейнеры для транспортировки в холодном виде с сохранением качественных характеристик.
"Мощности производства битума в России составляют 11 млн т, но это только если выпускать его круглый год. Строительный сезон же длится с мая по октябрь, и не всегда производство может удовлетворить требования заказчиков именно в этот период. Дефицит поставок битума возникает из-за сезонности рынка", - прокомментировал эту проблему Игорь Астахов.