Готовится документ, который запретит ночную работу магазинов, аптек и заведений общепита, расположенных в жилых домах. В кризис это приведет к закрытию сотен магазинов, и предприниматели уже просят отложить нововведение.
Новую редакцию СНиПа (Свода норм и правил), по которой с 1 июля 2015 года "в цокольном, первом и втором этажах жилого здания не допускается размещать все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов", правительство РФ утвердило 26 декабря 2014 года.
Общественный омбудсмен по торговле Андрей Даниленко 31 марта направил в Минпромторг письмо с просьбой отложить принятие этих поправок до 2017 года.
"Оно основывается на обращении от предпринимателя, который сообщил, что бизнесу сложно найти торговые площадки вне уже построенных домов, особенно в малых городах", — пояснили в аппарате уполномоченного.
В Петербурге, по оценке экспертов, более 10 тыс. магазинов, аптек, салонов красоты и других предприятий в многоквартирных домах, но круглосуточно работают в основном продуктовые магазины и аптеки, а также бары и рестораны. Именно против последних, считают предприниматели, и направлены изменения СНиПов — есть дома, где война между жильцами и владельцами клубов и баров ведется годами. Но сейчас такие запреты нелогичны, уверены бизнесмены: в кризис любые действия, которые ограничивают работу компаний, ведут к сокращению прибыли и сокращению персонала, несвоевременны.
Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка, добавляет, что запрет на работу ночью коснется в гораздо большей степени общепита, чем мелкорозничной торговли: после того как магазины потеряли возможность торговать по ночам алкоголем, работа после 23 часов сама по себе стала нерентабельной и большая часть (до 90%) продуктовых магазинов теперь работает только днем. "При этом у нас в многоквартирные дома бизнес начал переезжать во времена, когда губернатором была Валентина Матвиенко — их первые этажи она предложила как альтернативу снесенным ларькам и киоскам", — говорит Алексей Третьяков. Он поясняет, что, к примеру, в Европе владельцами лавок на первых этажах обычно являются сами домовладельцы, а столкновение бизнеса и жильцов — специфичная проблема России, особенно распространенная именно в Петербурге. Конфликты возникают не только из-за шума, но и по причинам нехватки электрических мощностей, воды, подъездных дорог и даже запахов кухни общепита.
Владелец бара ProstoVino, кофеен "Больше кофе", "Кофе на кухне" и др. Николай Готко рассказывает, что время с полуночи и до 2 часов ночи для общепита обычно очень активное, а по выходным и вовсе пиковое, особенно для баров и кофеен. "И конечно, такие поправки ударят по выручке, особенно если учесть, в каком состоянии сейчас экономика", — сетует предприниматель.
Незаконная же торговля, считают участники рынка, никуда не денется: небольшие магазины, которые сейчас нарушают запрет на ночную торговлю спиртными напитками, по-прежнему будут это делать и после введения новой редакции СНиПов. "Об их работе наверняка знают районные администрации: нарушения и сейчас слишком бросаются в глаза, чтобы их не заметить, — говорит Алексей Третьяков. — Поэтому вряд ли стоит надеяться, что для них что-то изменится".
Если новая редакция вступит в силу, выиграют от этого крупные ретейлеры, у которых станет меньше конкурентов - фактически, по ночам альтернативы крупным супермаркетам не останется: нестационарных продуктовых магазинов, которые торгуют по ночам, почти не осталось после запрета на торговлю алкоголем. Что касается общепита, считают предприниматели, новые СНиПы могут поднять волну массовых переездов баров и ночных клубов в нежилые здания.
Также эксперты не исключают "миграцию" бизнеса в прикассовые зоны гипер- и супермаркетов, что также сыграет на руку ретейлерам - площади под такие магазины чаще всего арендуют именно у них. Обычно там располагаются газетные или цветочные киоски, лотки со сладостями, аптеки и др.