Почему интернет-мессенджеры снова стали популярными

Автор фото: globallookpress

Интернет–мессенджеры пока зарабатывают не много, но их покупают за большие деньги: соединяют с соцсетями, используют для деловой переписки и сбора информации.

Если приглядеться к развитию интернет–сервисов для общения, то получается интересная картина. Сначала были популярны чаты, потом мессенджеры, потом социальные сети, а теперь, как ни странно, перспективными снова считаются мессенджеры. Ими интересуются владельцы соцсетей, интернет–поисковиков, да и просто бизнес, далекий от IT. В 2014 году совершилось сразу несколько сделок по покупке мессенджеров. Facebook отдал за WhatsApp $19 млрд и предлагал $3 млрд за Snapchat — это притом, что у соцсети есть свой популярный Facebook Messenger.

Социальный эксперимент

Причина второй волны популярности мессенджеров — изменения в области мобильного Интернета: высокие скорости, гораздо более низкие цены, чем раньше, широкое распространение смартфонов.
В мире наберется с десяток мессенджеров, аудитория каждого из которых исчисляется сотнями миллионов пользователей в месяц. Кому–то нужны бесплатные звонки (аудитория Viber), кому–то — возможность быстро передавать картинки (WhatsApp), кому–то — бизнес–переговоры (Skype), кому–то — защита данных (Telegram). Аудитория делится и по мировосприятию: поклонники Apple общаются в iMessage, адепты Google — в Hangouts и т. д. Это так называемые предустановленные мессенджеры, интегрируемые с мобильной платформой.
Разница есть и в возрасте аудитории, и в профессиональных привычках. По словам директора представительства Viber в России Евгения Рощупкина, этим сервисом пользуется в основном молодая аудитория — от 16 до 25 лет. А, например, Slack и HipChat — признанные лидеры среди мессенджеров для корпоративного общения внутри IT–компаний. Налицо сегментирование мессенджеров — то же самое произошло с социальными сетями года четыре назад. Сейчас соцсети идут на сближение с мессенджерами.
"Мы наблюдаем эксперимент по разделению соцсетей на собственно социальную составляющую и сам мессенджер как мобильное приложение, — говорит менеджер по развитию продуктов LiveTex Сергей Тихомиров. — Разнесение бизнес–модели сопровождается интеграцией этих двух составляющих. Пока это не тренд, а эксперимент Facebook (в марте соцсеть презентовала новую мессенджер–платформу. — Ред.), но вполне возможно, что "Вконтакте" пойдет по этому же пути".
"Пользователи "Вконтакте" в сутки обмениваются более чем 2 млрд сообщений внутри наших приложений на мобильных платформах iOS, Android, Windows, — говорят в самой большой российской сети. — Это больше, чем sms от всех мобильных операторов, вместе взятых, больше, чем любой мессенджер или любая другая соцсеть. Мы не исключаем, что скоро для обмена личными сообщениями будет выделено отдельное приложение".

Бизнес–переписка

Две основные сферы применения мессенджеров в бизнесе — внутрикорпоративное общение и клиентские сервисы.
"Мы разработали свой мессенджер для коммуникации с клиентами, который встроен в наше приложение, — говорят в Рокетбанке. — И 99% клиентов предпочитают мессенджер звонкам по телефону. Это удобнее и безопаснее: телефонный разговор прослушать гораздо легче, чем взломать зашифрованный обмен сообщениями. Также мессенджер удобен и для самих сотрудников банка. Мы используем семантический анализ сообщений, чтобы выявить, чем недовольны клиенты, и исправиться".
В J’son&Partners Consulting обращают внимание на большой потенциал бизнес–мессенджеров в России — наш бизнес стал унифицировать коммуникации. Как раз на эту весну запланирован выпуск Skype for Business, интегрированного в Office 365, отмечают аналитики.

Когда разговорыне продаются

В J’son&Partners выделяют несколько основных моделей монетизации мессенджеров. Такие очевидные варианты, как реклама или плата за доступ к услуге, не всегда удачны. Другие варианты: звонки из приложения на мобильные телефоны, продажа стикеров и прочих виртуальных продуктов, создание b2b–платформ для развития сторонних приложений внутри мессенджера (медиаконтент, игры, оплата такси), финансовые услуги. Средний счет пользователя различных мессенджеров находится в диапазоне от нескольких центов до нескольких долларов в год.
Мировой лидер по абонентской базе WhatsApp, который взимает с клиентов плату после 1 года пользования сервисом, выручил за первую половину 2014 года всего $15,3 млн. А вот Tencent, владелец популярнейшего китайского мессенджера WeChat, планировал за весь 2014 год заработать на нем $1,1 млрд — здесь ставка сделана на онлайн–игры.
"Согласитесь, в 2015 году платить за коммуникацию странно, а за дополнительный функционал вроде стикеров — нормально", — рассуждает Сергей Тихомиров. В качестве примера он приводит мессенджер Slack, основной доход которого — подписка и продажа стикеров. Создатели приложения получают свыше $800 тыс. прибыли ежемесячно.
"Пока использовать мобильное приложение дешевле, чем оплачивать услуги связи, мессенджеры будут востребованы, — считают в Digital Design. Однако такие стандартные опции мобильных платформ, как, например, FaceTime (видеозвонки. — Ред.), вполне могут вытеснить мессенджеры".
Мессенджеры в бизнесе удобны в большей степени для клиента, но и полезны самой компании — с их помощью собирается больше информации о потребителе. Думаю, скоро появится бесплатное решение, где каждый сможет развернуть свой мессенджер. Обычная схема: сначала выходит платное решение, потом бесплатное, а потом платформа по созданию этих самых решений под свои нужды. Вспомните WordPress или системы по созданию собственной соцсети. Думаю, такая бесплатная площадка будет доступна через 1–2 года. А деньги зарабатывать будут на кастомизации этой системы.
Андрей Рябых
интернет-буржуй
Если речь идет о крупном бизнесе, здесь использование общедоступных мессенджеров или соцсетей совершенно недопустимо. Компании, предъявляющие серьезные требования к информационной безопасности, используют для этих целей корпоративные решения, относящиеся к классу объединенных коммуникаций. Это позволяет пресекать утечку важной информации за пределы компании. Такие решения можно интегрировать с другими корпоративными системами — именно такую тенденцию мы сейчас наблюдаем.
Алексей Строгов
директор по развитию бизнеса Digital Design