Никита Михалков и Андрей Кончаловский неожиданно увлеклись кулинарией и планируют создать империю кафе как "альтернативу западному фастфуду". "Убивать" "Макдоналдс" они хотят, естественно, за государственный счет, что вкупе с участием в проекте Михалкова наводит на подозрения.
Братья Никита Михалков и Андрей Кончаловский решили организовать в России сеть кафе. Для этого им понадобилась помощь государства: братья-режиссеры написали письмо Владимиру Путину, и, как пишет "Коммерсант", президент уже поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу "рассмотреть и поддержать проект в контексте решения задач импортозамещения". Цена вопроса - 971,8 млн рублей, срок окупаемости - чуть меньше 5 лет. В письме говорится о том, что цель проекта - "создание альтернативы западным сетям фастфуда". Импортозамещение будет заключаться в том, что меню на 30-40% составят из региональных продуктов.
На эти деньги семейство собирается открыть сразу 130 кафе и кулинарий - для начала в Московской и Калужской областях - под брендом "Едим дома". Этот бренд принадлежит жене Андрея Кончаловского Юлии Высоцкой, которая ведет на телевидении кулинарные программы, пишет на эту тему книги и владеет двумя ресторанами в Москве.
Ну то есть: господин президент, у меня жена увлекается кулинарией, дайте нам, пожалуйста, миллиард для развития, а то без государственной поддержки мы даже сосиски в тесте не продадим. Казалось бы, в чем проблема, хочешь развить сеть кафе - бери кредит и развивай, открывай точку, изучай предпочтения клиентов, составь рецептуру, меню, расширяйся. В России даже успешные примеры есть. Закупать региональные продукты в любом объеме никто, кажется, не препятствует. Но масштаб фигуры Михалкова требует начинать сразу с империи, причем за чужие деньги. Тут надо сразу писать Путину и выбивать строчку в бюджете, это такая отечественная разновидность стартапа, доступная, кстати, не всем.
Название "Едим дома" вообще странно звучит для фастфуда. По идее, или домашняя кухня, или фастфуд. Назвали бы уж "Цитадель", это и по-михалковски, и текущий политический момент отражает (а какие перспективы для дизайна интерьеров). Под этим брендом, кстати, хорошо бы смотрелась на улицах Москвы сеть военно-полевых кухонь с "фронтовой" гречневой кашей. Это же не бизнес, это проект по импортозамещению, то есть политика.
Идея на государственном уровне бороться с монстром капитализма далеко не нова, и даже в области питания уже был Юрий Лужков, еще в 1990-е пытавшийся бросить вызов западному фастфуду с сетью "Русское бистро". Замах был серьезный, но экс-мэр потерпел фиаско, не помогли ни расстегаи с кулебяками, ни даже торговля алкоголем.
Но участие Никиты Михалкова в проекте вызывает еще больше подозрений. Во-первых, альтернатива западному фастфуду, очевидно, должна будет носить патриотический, исконно русский характер. Там не должно быть сэндвичей. Будут ли подаваться толокно и репа или получится просто еще одна блинная? Тогда это будет альтернатива не "западному фастфуду", а скорее "Теремку". Во-вторых, это наверняка будет не последняя субсидия, ведь бюджетные деньги кинорежиссеру нужны постоянно, даже на собственные мастер-классы. В-третьих, в вопросах, касающихся денег, Никита Михалков демонстрирует последовательность и поразительную хватку: сначала он добился внедрения системы отчислений со всех подряд за авторские права всех исполнителей, затем придумал налог на все "чистые" устройства для записи информации, а сейчас активно лоббирует налог на Интернет. Так что, если эти кафе не будут пользоваться спросом, как пить дать речь зайдет о введении какого-нибудь налога на всех, кто ест в любых других кафе и ресторанах.