12:5913 апреля 201512:59
500просмотров
12:5913 апреля 2015
Минкомсвязи опубликовало "Концепцию развития почтовой связи в РФ до 2020 года" - как будет меняться почтовая отрасль в нашей стране и главный ее игрок, ФГУП "Почта России". Как видно по многочисленным отсылкам, создатели концепции ориентировались на западные образцы. Для начала почте надо хотя бы перестать быть ФГУП.
Минкомсвязи
опубликовало "Концепцию развития почтовой связи в РФ до 2020 года". В ней рассказывается о том, как будет меняться почтовая отрасль в нашей стране и главный ее игрок, ФГУП "Почта России", в ближайшие годы. Как видно по многочисленным отсылкам, создатели концепции ориентировались на западные образцы.
Первым пунктом в числе целей и задач "Почты России" значится выход в сегмент адресных рекламных и информационных рассылок. Да, речь идет о рекламных листовках в почтовых ящиках. Однако не брошенных бессистемно торопливым разносчиком, а присланных конкретно на ваше имя.
"В России нет организованного рынка адресной рекламы, — сокрушаются авторы концепции, — уровень распространения данной услуги крайне низок, в то время как в США, Норвегии, Италии и многих других странах рекламные отправления формируют самостоятельный развитый сегмент письменной корреспонденции".
Таким образом, у "Почты России" в этом сегменте есть большой потенциал, делают вывод авторы.
"Такая рассылка является более эффективной, чем реклама в Интернете, — отмечают они. — Для сравнения: отклик на сообщение, которое содержится в адресной рекламной рассылке, составляет около 4%, в то время как отклик на рекламу в Интернете в среднем не превышает 0,1%".
Это то, что касается письменной корреспонденции. В целом ее объемы продолжают снижаться — бумажную почту замещает электронная.
Зато отправления с товарными вложениями льются все более широким потоком. Согласно тексту концепции, в ближайшие годы количество таких отправлений будет расти примерно на 10% ежегодно.
В 2013 году объем отправлений с товарными вложениями составил 268,7 млн штук, в денежном выражении — 73,4 млрд рублей. А к 2020 году, по прогнозу, это будет уже 482,4 млн отправлений на сумму 195,7 млрд рублей, причем 87% этой суммы — товары дистанционной торговли.
Уже сейчас 70% посылок (в денежном выражении) — это пересылка от юрлиц физлицам, то есть те же покупки.
Авторы концепции подробно рассказывают о том, почему в России будет расти дистанционная торговля. Во-первых, она у нас все еще сильно недоразвита — составляет 2-3% в общем объеме розницы против, например, более 10% в Великобритании. Во-вторых, развивается электронная коммерция (оплата по картам, через электронные кошельки и т. д.) — объемы растут на 20-25% в год. В-третьих, в сфере дистанционной торговли совершенствуется сервис: например, магазины предлагают упрощенный возврат неподошедших товаров. В-четвертых, улучшаются услуги почтовой связи: ширится покрытие (доступность услуг), растет скорость доставки.
В том же перечне улучшений авторы документа называют "ценовые предложения". Но если касательно цен у редакции dp.ru возникли некоторые сомнения (в этом году "Почта России" индексировала тарифы), то усовершенствование доставки уже трудно не признать. По наблюдениям dp.ru, с момента прихода на пост гендиректора "Почты России" Дмитрия Страшнова (ранее руководил "Tele2 Россия") госпредприятие стало приятно удивлять. В частности, посылка из Австралии в Петербург пришла менее чем за 2 недели, из Петербурга в Крым — за 3 дня, а письма из Петербурга до Токио начали доходить за 8 дней.
Однако "Почта России" не собирается на этом останавливаться и намерена инвестировать в саморазвитие 130 млрд рублей до 2018 года. Как отмечается в концепции, "основными статьями капитальных затрат являются модернизация сети отделений почтовой связи, логистики, обновление ИТ-систем". Трудно сказать, велика ли сумма. На строительство одного только автоматизированного сортировочного центра в Петербурге, которое продолжалось несколько лет и было закончено в 2012 году, ушло примерно 1,2 млрд рублей. И еще примерно столько же может уйти на создание транзитного сортировочного узла в аэропорту Пулково и логистического почтового центра на Софийской ул.
Между тем планы у "Почты России" наполеоновские: создание автоматизированных логистических центров по всей стране, а за рубежом — центров, где будут консолидироваться международные отправления. Также ФГУП планирует открывать новые центры выдачи посылок, развивать сервис "доставка до двери".
И при этом еще надо увеличить выручку в расчете на одного сотрудника, обеспечить конкурентные зарплаты, внедрить высокие технологии и повысить производительность труда на 2% до 2020 года.
Авторы концепции отмечают, что "в последнее время некоторые страны начали снижать нормативы по качеству услуг почтовой связи, приближая их к реальным требованиям рынка". Например, в Италии и США решено перейти от шестидневной к пятидневной доставке корреспонденции до адресатов, а в Германии снизились нормативы по соблюдению контрольных сроков пересылки, говорится в тексте Минкомсвязи. Там предлагается "актуализировать" и российские нормативы. Идея примерно такова: можно чуть ослабить хватку по части скорой доставки писем, главное — перестать их терять. В то же время далее по тексту среди задач "Почты России" указано, что она должна соблюдать контрольные сроки пересылки в 95% случаев.
В концепции также говорится, что "Почта России" страдает от нечестной конкуренции: многие компании по факту осуществляют почтовую связь, не получая на нее лицензию, маскируясь под фирмы по доставке грузов — на это лицензии не требуется. Авторы концепции предлагают это пресечь — четко прописать в законодательстве, чем отличается почта от груза. Правильный ответ: почтовый оператор гарантирует тайну пересылки.
"Почта России" может наконец перевоплотиться из ФГУП в акционерное общество, считают авторы концепции. Тема акционирования возникает с завидной регулярностью. Ранее ее непосредственно связывали с приватизацией, которую считали невозможной: у "Почты России" большие социальные обязательства (прежде всего доставка пенсий), исполнение которых, как утверждали в компании, далеко не всегда прибыльно. Тут обычно вспоминали о почтовых отделениях в глухой тайге.
Во ФГУП «Почта России» подчеркивают, что сейчас стоит только задача по акционированию предприятия, а о приватизации речь пока не идет. Там напоминают, что в пояснительной записке к законопроекту о реорганизации почтового гиганта говорилось: «Организационно-правовая форма акционерного общества является оптимальной для привлечения долгосрочных инвестиций в широкий спектр направлений деятельности предприятия, в том числе в развитие дистанционной торговли, новые сервисы и продукты на базе почты».
Кроме того, добавляют в «Почте России», согласно госпрограмме ФГУПов вовсе не должно существовать к 2018 году. «Почта» вовсю готовится к акционированию: «оформлено и закреплено за предприятием порядка 95% объектов недвижимого имущества».
Что же касается приватизации, она вряд ли состоится в ближайшие годы, считают отраслевые аналитики. И даже не только потому, что «кто ж ее, почту, купит?» Вопрос в том, как государство доверит раздачу пенсий, рассылку повесток и других важных бумаг частному, абсолютно неподконтрольному предприятию, отмечает Юрий Брюквин, глава агентства «Рустелеком». Он считает, что ряд положений концепции неисполним.
"Очевидно, что создатели этой концепции посмотрели на то, как строится выручка у операторов почтовой связи в Европе, США, и решили перенести это на нашу почву, — говорит Юрий Брюквин. — Но так сделать не получится, потому что у нас почта работает принципиально по-другому".