В США начинается президентская кампания — политики один за другим заявляют о своих претензиях на Овальный кабинет. Главным действующим лицом пока что стала Хиллари Клинтон, но ни от нее, ни от кого-то еще России не стоит ждать изменений во внешней политике.
Хиллари Клинтон, экс-госсекретарь США и жена бывшего президента Билла Клинтона, объявила на днях о старте предвыборной кампании и с ходу попала в центр внимания прессы. В ее окружении говорят о намерениях привлечь на кампанию $2,5 млрд, это в 1,5 раза больше, чем собрал в 2012 году Барак Обама. Команда Хиллари Клинтон, видимо, будет делать упор на первого президента-женщину; если демократам не припомнят оппоненты, что первого президента-чернокожего они уже в кресло президента приводили, и он быстро растерял популярность. Она считается основным претендентом на то, чтобы стать кандидатом от Демократической партии, все опросы 2014 года дают ей 50-70%, и единственным конкурентом может стать вице-президент Джо Байден.
Впрочем, перед выборами 2008 года она тоже долгое время считалась бесспорным фаворитом, но проиграла праймериз Обаме. Несмотря на острое желание вернуться в политику, этот проигрыш, уход на второй план в последние 2 года, а также возраст (67 лет) делают ее шансы не столь очевидными.
Выборы пройдут в 2016 году. Другие демократы пока не заявлялись, в отличие от республиканцев. Основным претендентом от Республиканской партии считают Джеба Буша, еще одного представителя известной династии, брата Джорджа Буша-младшего, но он пока не заявлял официально о вступлении в гонку. Результаты представленного на днях опроса Bloomberg на самом деле неутешительны для него: Джеб Буш оказался лишь на шестом месте среди потенциальных кандидатов-республиканцев, его твердо готовы поддержать 14% единомышленников и независимых избирателей, а 42% заявили, что никогда за него не проголосуют, и это самый большой антирейтинг из реальных претендентов. Два других человека, уже заявившихся на участие в гонке, — сенаторы от Кентукки и Техаса Рэнд Пол и Тэд Круз — Джеба Буша обходят, а еще один, сенатор от Флориды Марко Рубио, может похвастаться, для сравнения, антирейтингом в 28%, одним из самых маленьких. Но вообще рейтинги республиканцев довольно плотные, и борьба между ними развернется серьезная. Такая раздробленность в итоге может обернуться против республиканского кандидата непосредственно на выборах — их успех всегда сильно зависел от консолидации электората.
Сейчас американская пресса уделяет больше внимания как раз Марко Рубио, ему 43 года и он, как говорят, весьма харизматичен и не имеет особенного отрицательного бэкграунда. Как и Барак Обама, он потомок иммигрантов, на этот раз с Кубы, происхождение имеет пролетарское, и, в общем, биография для кандидата у него вполне подходящая. Один из его конкурентов Тэд Круз, который на самом деле Рафаэль, тоже выходец из кубинских переселенцев, да и вообще латинская тема у республиканцев популярна. Даже вот Джеб Буш, как недавно оказалось, записал себя как-то раз в испанцы в одной из анкет. Он, правда, поспешил заявить, что по ошибке поставил галочку не в том квадратике, но в этой шутке есть немалая доля правды: испаноязычное население составляет в Штатах уже 17%, у самого Джеба Буша жена и трое детей латиноамериканцы, и голоса этой части избирателей становятся все весомее. Возможно, шансов на следующего президента-латиноамериканца больше, чем на президента-женщину.
В России за выборами американских президентов следят традиционно с большим интересом. Своих интриг у нас нет, кампания сводится к бесконечному вопрошанию Владимира Путина, пойдет он на выборы или нет, так что приходится наблюдать за чужими выборами, как за телесериалом. Раньше, как правило, всех интересовало, будет ли новый президент США "голубем" или "ястребом" и как он, соответственно, будет выстраивать отношения с Москвой. На сей раз этой интриги нет — все кандидаты настроены по отношению к Путину весьма скептично. Про республиканцев и говорить нечего: Рэнд Пол говорил, что "вторжение Владимира Путина в Украину является грубым нарушением суверенитета этой страны и оскорблением для международного сообщества" и призывал "изолировать" российского президента. Марко Рубио чуть менее радикален, но он утверждал, что "аннексия Крыма есть прямой вызов и долгосрочная угроза для мирового порядка" и должна обернуться "значимыми последствиями для режима Путина и тех, кто получает от него выгоду".
С другой стороны, Клинтон — сторонница экономического давления, а с президентом-республиканцем шансы на то, что США начнут-таки поставки оружия Киеву, куда выше. Именно на период пребывания Хиллари Клинтон в должности госсекретаря пришлась "арабская весна", которую она в целом поддерживала, и она настойчиво шла на поддержку оппозиционеров в разных странах, несмотря на то что США стали попадать в очень противоречивые ситуации, поддерживая в разных ситуациях противоборствующие стороны. Она наносила международные визиты чаще, чем любой другой госсекретарь, посетив за 5 лет 112 стран, и была одним из авторов идеи поворота внешней политики Вашингтона в сторону Тихоокеанского региона.
Но и от Хиллари Клинтон не приходится ждать дружеских жестов. Да, в 2009-м она вместе с Сергеем Лавровым нажимала символическую кнопку "перезагрузки", но тогда президентом был Дмитрий Медведев. А в последние годы она сравнивала Владимира Путина одновременно с Гитлером и ребенком на детской площадке и заявляла, что у Путина нет души (в пику Бушу-младшему, который как-то раз сообщил, что увидел душу в глазах Путина). Президент России в долгу не оставался и как-то раз в интервью французским СМИ назвал Клинтон "слабой женщиной", при этом "перешедшей определенные границы приличия". Сексистские высказывания вообще на Западе вызывают возмущение, а теперь Хиллари Клинтон в случае победы наверняка постарается доказать, что женщина она вовсе не слабая.