Рано утром в субботу 25 апреля глава Чечни Рамзан Кадыров через социальные сети выступил с критикой решения главы Следственного комитета Александра Бастрыкина об отмене уголовного дела против ставропольских полицейских застреливших при задержании подозреваемого чеченца.
Глава Чечни Рамзан Кадыров продолжает пикировку с федеральными силовиками из-за убийства ставропольскими полицейскими при задержании в Грозном чеченца Джамбулата Дадаева. Ранее Рамзан Кадыров укорил во лжи и неосведомленности главу МДВ РФ Владимира Колокольцева. Теперь дело дошло до одного из самых влиятельных в стране силовиков - Александра Бастрыкина.
Рамзан Кадыров укорил главу Следственного комитета в закрытии уголовного дела против ставропольских полицейских. Оно было возбуждено чеченским управлением Следственного комитета. Из-за неточности цитирования или чьей-то ошибки сообщалось, что возбудить это дело поручил следователям сам Рамзан Кадыров, хотя, разумеется, это невозможно - главы регионов не имеют таких полномочий. Глава чеченского СК подчиняется напрямую Александру Бастрыкину. То ли его обидело, что кто-то раздает поручения его подчиненным, то ли в действиях ставропольских полицейских и правда не нашлось состава преступления, но глава Следственного комитета отменил поставновление о возбуждении дела.
Об этом решении было публично объявлено в пятницу в 20:48, а в 6 утра субботы последовал ответ Рамзана Кадырова. Он был вполне в его духе - с провокационной фотографией, упреками в адрес силовиков, убивавших Джамбулата Дадаева, апеллящия к возмущенной общественности, отсылка к тысячам погибших чеченцев, бывших, по заверениям главы Чечни "лучшими сыновьями нашего народа и других народов России". Глава Чечни пообещал, что виновные, которых кто-то (не сообщается, кто, но вообще-то и так понятно), пытается увести от ответственности, все равно будут наказаны.
Также он по уже сложившейся традиции назвал Чечню самым безопасным регионом России. Хотя только в конце 2014 года там произошло сразу два очень громких теракта: взрыв с пятью погибшими полицейскими на дне рождения Рамзана Кадырова и совсем уж голливудского размаха антитеррористическая операция с разгромом Дома Печати и 14 погибшими полицейскими. Наряду с загадочными поджогами домов родственников подозреваемых в терроризме и офисов правозащитников, все это позволяет искать на карте России и более спокойные регионы.
Рамзан Кадыров, при этом, грозит Александру Бастрыкину неким "независимым расследовании". Не очень понятно, кто его будет проводить, после того, как МВД и Следственный комитет ясно дали понять, что не будут ничего расследовать - кроме, возможно, действий самого руководства Чечни, поднявшего скандал. И от кого именно это его расследование будет независимым. О больших достижениях независимой прессы Чеченской республики в последнее время широко не было известно, а независимые общественные деятели и борцы за права человека, едва попытавшись сказать что-то неугодное Рамзану Кадырову, получали обвинения в пособничеству террористам. Но, судя по заявлениям главы республики о полном возмущении чеченской общественностью действиями силовиков, возможно, какие-то гражданские институты в Чечне действительно поднимают голову.
Об особом статусе Чечни в дружной семье российских субъектов федерации говорить банально, а истории о том, как чеченские силовики приезжают на очень далекие от Грозного заводы, после чего там меняются владельцы, в том же Петербурге помнят хорошо. Подробнее об этой истории 2006 года можно почитать тут.
Ссора Рамзана Кадырова сразу с двумя крупнейшими силовиками в стране - тоже не удивляет. Когда давнее взаимное недовольство перейдет в публичную плоскость - было лишь вопросом времени. И если искать во всем этом положительную сторону, то она как раз в публичности этого конфликта. Если бы Рамзану Кадырову захотелось привезти в Грозный провинившихся перед ним ставропольских полицейских для привлечения к ответственности перед возмущенной чеченской общественностью, проще всего это было сделать без громких предупреждений. Чтобы придать этому акту народной демократии видимость законности, уголовное дело о превышении полномочий можно было возбудить без объявлений в "Инстаграмме" и "Вконтакте".
Почему пехотинец Владимира Путина решил пойти в нападение на могущественного Александра Бастрыкина и немножно менее могущественного Владимира Колокольцева с открытым забралом - вопрос трудный. Возможно, ответ кроется в природной открытости лидера чеченцев или наоборот в прагматичной уверенности в своей силе.
До сих пор все наблюдатели этой полной загадок истории прогнозировали, что резкие высказывания Рамзана Кадырова, в том числе, призыв убивать иногородних милиционеров (а как в Чечне относятся к призывам своего лидера, широко известно), останутся безнаказанными. Скорее всего, так и будет. Тем более, что уже произошел вынос ссоры в публичную плоскость - тут с харизматичным главой Чечни вряд ли кто решит тягаться. Вряд ли кто-то из лиц, принимающих решения о судьбах нашей страны, захочет соперничать с ним и силовыми методами. Во-первых, он и сам в отличной форме, что демонстрирует чуть ли не каждый день в фоторепортажах из спортзала, а, во-вторых, верные ему спецслужбы вполне способны защищаться хоть от ставропольских, хоть от каких угодно других силовиков. Кто победит в этой схватке - не важно, главное, что она может дать старт новой катастрофе для России, и сейчас вряд ли кто-то из пехотинцев Путина (а Рамзан Кадыров у него не один такой), готов пойти на открытый силовой конфликт.
Единственное поле, где Рамзана Кадырова могут переиграть - это подковерные аппаратные игры, на которые московские чиновники горазды куда больше молодого и горячего политика. Пока представить себе комбинацию, при которой он окажется поверженным бюрократической машиной, трудно. Но на то они и мастера своего дела, чтобы придумывать партии, где противник вынужден брать жертвы, постепенно приближая себя к мату. Вопрос в том, насколько велики должны быть такие жертвы, и кто готов на них идти.