Президент Польши Бронислав Коморовский предложил соотечественникам готовиться к появлению "зеленых человечков". Польша - не первая страна, после Крыма решившая усилить военную подготовку. Так в итоге появляются самовоспроизводящиеся мифы.
В городке Эльблонг, расположенном на границе Польши с российской Калининградской областью, президент Польши Бронислав Коморовский посетил учения пограничников и предложил усилить границу. "Военный конфликт никогда еще не был так близко к польским границам, как сегодня, - цитируют Коморовского СМИ. - Негативные изменения российской стороны в отношении соседей стали причиной российско-украинского кризиса, который сейчас влияет на безопасность всей Европы, всего западного мира, в том числе на безопасность Польши". Коморовский заявил, что на подобные кризисы, в которых появляются "маленькие зеленые человечки", "необходимо отвечать прежде, чем они становятся реальностью". Поэтому, заключил польский президент, нужно "использовать потенциал пограничной службы для обеспечения обороны в ситуации военного кризиса" и "эффективнее усилить защиту польской границы вооруженными силами и пограничной службой".
Надо сказать, довольно громкое заявление. "Зеленые человечки", как известно, это российские военные, появившиеся в Крыму без опознавательных знаков, взявшие под контроль все военные объекты и города полуострова и обеспечившие присоединение Крыма к России. То есть польский президент считает, что российские военные могут появиться и в Польше с целью отсоединить от нее какой-нибудь кусок.
В Крыму появление "зеленых человечков" было обусловлено тем, что там, во-первых, располагалась база российского флота с большим количеством легально находящихся там военных, во-вторых, сильными пророссийскими настроениями, в-третьих, территориальной близостью. Бронислав Коморовский, возможно, имел в виду Донбасс с внезапным появлением отряда Гиркина в Славянске. Но все равно - в Польше нет российских военных баз, там, мягко говоря, сложно найти пророссийский регион, из которого можно было бы изобразить "народную республику", а между материковой Россией и Польшей лежит еще Белоруссия - через маленькую Калининградскую область незаметно вторгаться все-таки очень трудно. Непонятны и возможные причины для такого вторжения. Ну то есть если и представить себе военную операцию, то это может быть только открытая агрессия, настоящая война, а для этого должно произойти что-то уж совсем из ряда вон выходящее.
Скорее всего, и Бронислав Коморовский отлично понимает, что никаких "зеленых человечков" в Польше не появится. Однако у него выборы. Они пройдут в Польше 10 мая, и Бронислав Коморовский баллотируется на них на новый срок. А соцопросы говорят о том, что от 60 до 80% поляков внимательно следят за украинскими событиями и видят угрозу для безопасности Польши со стороны России. Поэтому человек, который сейчас будет говорить о добрососедских отношениях с Россией, никаких шансов на избрание президентом, очевидно, иметь не будет. А будет их иметь тот, кто угодит встревоженным польским избирателям и подтвердит их худшие опасения. Это все равно что сейчас выдвинуться в президенты России с программой сближения с США. Такие кандидаты в Польше на самом деле есть, например Магдалена Огурек от Союза демократических левых сил, она очень красивая, но рейтинг у нее низкий. А у Коморовского или еще более радикального Анджея Дуды - высокий.
Но вот интересно, что после того, как кандидат станет президентом, ему ведь придется следовать в русле своих предвыборных заявлений. Если Бронислав Коморовский предлагает защищаться от российской военной агрессии, то ему, собственно, и придется от нее защищаться. Нельзя же будет сделать вид, что после голосования проблема чудесным образом рассосалась. Значит, придется изображать, что проблема есть и президент с ней борется, то есть увеличивать военный бюджет, возводить пограничные укрепления, проводить учения НАТО и всякий раз говорить о "зеленых человечках". Тем более что оружейные лоббисты - очень настойчивые люди. Это, в свою очередь, вызовет резкие заявления российских политиков о польском милитаризме. Бороться придется еще сильнее, а отношения будут ухудшаться. Таким образом миф самовоспроизведется в реальности.
Похожий путь за последний год прошла и Россия, где рейтинги Путина выросли уже до небес, но которой уже даже при желании не выпутаться из круга повального обвинения всех вокруг в фашизме и стремлении любой ценой делать гадости из принципа. Нельзя просто так взять и предложить забыть все ранее сказанное.
Польша уже резко увеличила военный бюджет и в 2014 году, и в 2015-м, доведя его до $10,4 млрд и объявив о программе перевооружения за $36 млрд к 2020 году. Закуплены, например, ЗРК "Патриот". Объявили о планах увеличения военных расходов после Крыма прибалтийские государства, Швеция, Румыния, Франция. Финляндия хоть и сократила расходы, но объявила масштабный призыв резервистов и собирается закупать новые истребители. Правда, в основном государства Европы не спешат следовать примеру Варшавы - напуганы пока больше соседи России, которым почти всем приходилось в XX веке иметь дело с советскими войсками. Поэтому население там острее и быстрее реагирует на озвучиваемые политиками угрозы. Изображения этих угроз, реакции на них, реакции на реакцию и появления новых угроз могут раскручиваться по спирали очень долго.