Более 6 тыс. работников Адмиралтейских верфей в 1941 году ушли защищать Родину. Количество занятых на предприятии сократилось почти вдвое. Из оставшихся более 70% были женщины и подростки. Самым страшным испытанием для них стал голод.
С начала войны адмиралтейцам удалось нарастить выпуск продукции почти на 50%. Работали в две смены — по 12 часов каждая, без выходных. В то время Адмиралтейские верфи поставляли флоту не только корабли, но и снаряды для зенитной артиллерии, мины, фугасы, зажигательные бомбы, минометы, корпуса для дотов, детали для танков и другую военную продукцию. Кроме этого, адмиралтейцы в кратчайшие сроки проектировали и строили новые корабли. В 1942 году Военный совет Ленинградского фронта поручает адмиралтейцам организовать массовое строительство самоходных тендеров (плоскодонное грузовое судно с малой осадкой). Чертежи двухтрюмного тендера конструкторы разработали за 10 дней под руководством Юрия Деревянко, главного инженера завода «Судомех» (после войны вошел в состав Адмиралтейских верфей).
На фото: Лейтенант Сомов после беседы в цехе 19 10.6.43.
Для ускорения процесса постройки подготовка чертежей и производства велась параллельно со строительством. Впоследствии тендер стал символом Дороги жизни. Только за навигацию 1942 года тендеры совершили 30 тыс. рейсов по Ладожскому озеру, доставив в блокадный Ленинград более 100 тыс. т продовольствия и боеприпасов и эвакуировав на «большую землю» 250 тыс. человек. Среди ленинградцев быстро разнеслась молва о неуязвимости этих небольших судов — и многие просили переправлять их через Ладожское озеро только на тендере. Ни один из них не был потоплен фашистами. Настоящим трудовым подвигом адмиралтейцев стало проектирование и строительство бронированных «морских охотников» за подводными лодками.
На фото: Лодка типа С.
Идея создания малых охотников с легкой броневой защитой принадлежала командованию Балтийского флота. Руководил проектом опять же главный инженер Юрий Деревянко.
«Охотники» получились очень быстрыми, преодолевали лед. Они могли с высокой скоростью преследовать субмарины противника, находящиеся как в надводном, так и в подводном положении, и успешно уничтожать их. На вооружении охотников стояли глубинные бомбы, пушки, пулеметы.
На фото: Изготовление деталей.
В ходе строительства этих кораблей на верфях был внедрен поточно-позиционный метод постройки, что позволило существенно повысить производительность и сдавать флоту по три корабля в месяц. Весь этот опыт адмиралтейцев переняли другие судостроительные заводы.
«В 1942 году в стенах заводского конструкторского бюро за 15 дней родился проект бронированного морского охотника. А построили боевой корабль за 40 дней. Сейчас нам это кажется подвигом, но тогда это считалось будничным делом, потому что подвиг совершался ежедневно в масштабах всей страны», — вспоминает Василий Мудров, главный конструктор завода «Судомех». В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи построили для военно-морского флота семь подводных лодок типа Щ и К, 20 бронированных катеров, 66 «морских охотников» за подводными лодками, 116 самоходных тендеров. Кроме этого, верфи переоборудовали и отремонтировали 300 надводных кораблей, судов и подводных лодок, в том числе крейсеры «Киров», «Максим Горький», «Ленинград» и др.
Истории Победы