В предвоенные годы на Васильевском острове на пересечении Малого проспекта с 17-й и 18-й линиями располагались рядом друг с другом два завода: "Красный металлист", выпускавший эскалаторы, редукторы, цепи, подковы, и Машиностроительный завод им. И.Е. Котлякова, продукцией которого являлось горнообогатительное оборудование.
В первые дни войны заводы перешли на выпуск оборонной продукции. Работники уходили в армию и в народное ополчение. Были сформированы дружины МПВО. Несмотря на тяжелые условия и нехватку людей, они выделялись и на оборонительные работы. На подступах к городу рыли рвы, окопы, строили блиндажи, оборудовали огневые точки.
В это же время на территории заводов были вырыты щели, заклеены окна, вставлены маскировочные щиты, заделаны оконные проемы, оборудованы под убежища некоторые помещения.
Мужчин, ушедших на фронт, заменяли женщины и подростки. Заводы выпускали мины, гранаты, зажигательные и осколочные бомбы.
Первая блокадная зима: людей становилось все меньше и меньше, но оставшиеся в живых продолжали трудиться, выполняя производственные задания.
15 марта 1942 года Военный совет Ленинградского фронта отдал приказ о перебазировании авиаремонтной базы в помещения завода "Красный металлист". Начался ремонт самолетов. Интенсивность обстрела завода возросла, увеличивалось число жертв. За время работы авиабазы были восстановлены сотни бомбардировщиков, торпедоносцев, штурмовиков, истребителей, авиационных моторов, пушек и пулеметов.
Победа над фашистской Германией приближалась, фронт удалялся на запад. В апреле 1944 года авиационная рембаза закончила свою работу. Перед страной вставала задача восстановления народного хозяйства. В апреле 1944 года Наркомат тяжелого машиностроения дал первое задание по выпуску мирной продукции, необходимой стране. На заводах стали появляться первые рабочие из выздоравливающих после ранений бойцов, а затем возвращались демобилизованные воины-победители.
В 1959 году Машиностроительный завод им. И.Е. Котлякова и завод "Красный металлист" были объединены в одно предприятие, ставшее носить имя И.Е. Котлякова. На протяжении многих лет завод им. И.Е. Котлякова неоднократно претерпевал преобразования, но его продукцией оставались эскалаторы. Это был единственный в Советском Союзе завод, выпускавший такое подъемно-транспортное оборудование. На предприятии работало много фронтовиков и участников Великой Отечественной войны. Администрация завода и общественные организации с вниманием и заботой относились к тем, кто защищал нашу Родину и отстоял наш город. На территории завода был разбит сквер и установлен мемориал: "Трудящимся завода, павшим в борьбе за независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
В честь 30-летия победы в Великой Отечественной войне на одном из корпусов завода была установлена мемориальная доска: "В этом цехе в годы Великой Отечественной войны (1942-1944) ремонтировались двигатели самолетов, на которых защищали Ленинград летчики Балтики".
В 90-е годы в стране наступили новые экономические отношения. Они коснулись и ПО "Эскалатор". На территории производственного объединения образовалось множество юридических лиц с различной формой собственности и разнообразной деятельностью. Сквер пришел в запустение, мемориал стал разрушаться. Мемориальная плита исчезла со стены корпуса, в котором ремонтировали авиационные моторы.
В 1999 году бывший инженер-технолог, заместитель начальника управления по производству ПО "Эскалатор" Анатолий Варнаков организовал и зарегистрировал ООО "Эскомстроймонтаж-сервис", впоследствии ЗАО "Эс-сервис", которое стало заниматься всеми видами работ, связанными с эскалаторами. Сначала это был монтаж и ремонт эскалаторного оборудования. После большой и напряженной организационной работы гендиректор ЗАО "Эс-сервис" Анатолий Варнаков создал конструкторское бюро и организовал выпуск эскалаторов для метрополитенов страны. В ЗАО "Эс-сервис" с момента образования приглашались знающие и опытные специалисты, в основном это были работники завода им. Котлякова.
В настоящее время в ЗАО "Эс-сервис" работает три человека, чье детство прошло в тяжелые военные годы, в том числе в блокадном Ленинграде.
Иван Иванович Кузьмин, заместитель главного инженера ЗАО "Эс-сервис", ветеран труда, один из старейших специалистов-эскалаторщиков, 42 года проработавший на заводе им. И.Е. Котлякова, провел детские годы в оккупации в Новгородской области. Особенно трудный период выпал на зиму 1944 года, когда немецкая армия терпела поражение за поражением и отступала. Фашисты стали особенно жестокими, сжигали мирных людей деревнями. Приходилось жить в лесу. Такие воспоминания сохранились и у маленького Ивана Кузьмина, потерявшего на фронте отца, мать одна воспитывала четверых детей. Жили они в зимнем лесу, в землянке, вместе с другими односельчанами, спасаясь от неминуемой смерти. Терпели голод и холод, но выжили.
Леонид Васильевич Балашов, ведущий инженер по электрооборудованию, житель блокадного Ленинграда, в 2 годика перенес самую тяжелую зиму города в блокаде, только весной 1942 года был вывезен в эвакуацию.
Николаю Абеловичу Аветисову, слесарю 6-го разряда, когда началась Великая Отечественная война, было 5 лет, отца уже не было — умер от воспаления легких. Семья, мама и четверо детей, жила в деревне Шамшвильдо в 50 км от Тбилиси. Мама, родом из Карса, была из числа армянских беженцев, спасшихся на территории Грузии в годы турецкого геноцида. С первых дней войны взрослые мужчины ушли на фронт, оставшиеся женщины и дети работали на колхозных полях, отправляя выращенные продукты в армию. Сами голодали, дети, в том числе и маленький Николай, после уборки урожая собирали на полях колоски пшеницы и оставшиеся в земле клубни картофеля, этим и питались. В школу в 5 км от дома даже зимой приходилось ходить босиком. Учительница просила жителей по возможности приносить в школу продукты и подкармливала голодных детей. В деревне жили очень дружно, поддерживая и помогая друг другу. Яркое воспоминание осталось об окончании войны: в деревне был большой праздник. Так Николаю Аветисовичу запомнились эти годы.
Генеральный директор ЗАО "Эс-сервис" Анатолий Варнаков инициировал восстановление мемориала и приведение в порядок сквера, активное участие в этой работе приняли соседи — ООО "Рассвет". Также была восстановлена мемориальная доска на стене цеха, где ремонтировали моторы для самолетов.
Истории Победы