Сейчас ОАО "Звезда" — ведущий разработчик и производитель дизельных двигателей и судовых реверс-редукторных передач. А в годы войны предприятие, называвшееся тогда Ленинградским машиностроительным заводом им. К.Е. Ворошилова, выпускало и ремонтировало танки для фронта.
С первых дней войны завод перешел на круглосуточный режим работы. Многие работники подали заявление о вступлении в ряды защитников города.
Эвакуация
В середине августа 1941 года началась эвакуация предприятия за Урал. В течение 3 суток демонтировали все станки, упаковали и погрузили на железнодорожные платформы. По ночам с территории завода отправлялись вагоны с оборудованием и рабочими. Всего по октябрь 1941 года на восток было отправлено восемь эшелонов. Два оставшихся эшелона задержали из-за того, что путь через станцию Мга уже был перерезан. Их вывозили через Ладожское озеро, но из-за обстрела многие погибли.
Так завершился первый этап эвакуации завода за Урал для развертывания производства танков в тылу. Через 9 месяцев после доставки оборудования в Омске возник крупный танкостроительный завод, выпускавший танки типа Т-50 и Т-34.
Помощь на месте
Оставшаяся в Ленинграде часть завода получила статус филиала. К концу сентября 1941 года завод заметно обезлюдел, производство продолжалось только в сборочном корпусе, где ремонтировали танки. Специалисты выезжали на Ленинградский фронт, чтобы на месте заниматься их ремонтом. С сентября 1941 года предприятие начало выпуск мин М-82 и М-120. Чугунные заготовки литья для них сначала поступали с заводов "Большевик" и "Центролит", затем поставки прекратились. Рабочие умирали от голода, на заводе не хватало топлива и электроэнергии. Но работа не прекращалась. Кроме мин уже малочисленный коллектив ленинградского филиала до самого конца войны изготавливал бронезащиту для артиллерийских и минометных батарей, бронепоездов, малых охотников за подводными лодками и канонерских лодок, стволы для ротных минометов и т. д.
В конце июня 1942 года решили эвакуировать Ленинградский филиал в Барнаул, где строили завод по производству моторов для танков.
Снова за работу
Сразу после окончания войны в Ленинград на завод стали возвращаться специалисты, они восстанавливали цех, вывозили неразорвавшиеся снаряды и мусор. Было решено создать производство двигателей для обеспечения судостроительной и других отраслей промышленности. Заводу предстояло в кратчайшие сроки освоить серийный выпуск легких, компактных и мощных дизельных двигателей для быстроходных катеров Военно-морского флота.
1 октября 1945 года закончился монтаж печи для плавки чугуна в литейном цехе. 15 апреля 1946 года рабочие отлили первую крупную деталь для дизельного двигателя. 5 августа 1946 года на заводе произошло знаменательное событие — собрали первый дизельный мотор. Темпы впечатляют: в 1945 году завод был почти разрушен, а уже к концу 1948 года флот получил более 100 двигателей типа М50. Так началась история дизелестроения на заводе "Звезда". Сейчас среди сотрудников завода 15 человек — участники войны, узники фашистских концлагерей и жители блокадного Ленинграда.
Истории Победы