Дирекция Комплекса защитных сооружений сделала закрытым конкурс на содержание дамбы за 6,7 млрд рублей. Чтобы узнать его условия, теперь нужен сертификат ФСБ на доступ к гостайне. Еще в январе, когда конкурс был открытым, подряд оценивался в 8 млрд рублей, но часть денег уже, видимо, получило ОАО "Метрострой".
Борьба за один из крупнейших подрядов 2015 года, - трехлетний контракт на содержание петербургской дамбы за 6,7 млрд рублей, который еще недавно стоил 8 млрд рублей, - теперь будет проходить в режиме строгой секретности.
Заказчик работ, федеральное казенное предприятие "Дирекция комплекса защитных сооружений Санкт–Петербурга" (подчиняется Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ), сослалось на то, что участники конкурса имеют доступ к государственной тайне. В результате конкурсу присвоили статус закрытого.
Сторонний наблюдатель больше не может ознакомиться с документацией и видит только карточку со стоимостью заказа и сроками проведения аукциона. Чтобы получить документы, подрядчик должен направить запрос заказчику и приложить к нему документ, подтверждающий, что у него есть право на доступ к государственной тайне.
При этом, как говорится в жалобе ООО "РосСтройМонтаж" (компания собирается участвовать в конкурсе и имеет сертификат на такой доступ) в ФАС России, "у самого заказчика работ на дамбе лицензия на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отсутствует, а значит он физически не может предоставить секретную документацию". Также в жалобе сообщается, что документом, из-за которого конкурс засекретили, оказалась вовсе не военная информация или вопросы пограничного контроля, а данные о городских отметках подтопления, если произойдет наводнение, а так же возможные характер и масштабы такой катастрофы.
Интересно, что конкурс на аналогичные работы проводится с 2011 года, и данная информация до сих пор находилась в открытом доступе.
В ФАС России уточнили, что у антимонопольщиков есть все допуски, необходимые для рассмотрения подобных случаев, но детали этой проблемы комментировать отказались, поскольку, на данный момент, материалы засекречены.
В итоге, теперь подрядчика в закрытом формате будут выбирать 21 и 22 мая.
В "Дирекции комплекса защитных сооружений" отказались отвечать на вопросы о наличии сертификата на доступ к гостане и о причинах изменения формата конкурса, сославшись на секретность этих данных.
"Формат закрытого аукциона на работы, которые составляют государственную тайну, исключает возможность публикации в СМИ информации и разъяснений документации", - заявили в финансово-экономическом управлении Дирекции КЗС.
Как стало известно dp.ru, доставкой засекреченных документов подрядчикам занимается один из потенциальных участников - ОАО "Метрострой". В распоряжение редакции попало письмо заместителя гендиректора КЗС Сергея Мулишова, адресованное гендиректору ОАО "Метрострой" Вадиму Александрову (письмо от 28.04.2015 №0499). В нем Сергей Мулишов просит "Метрострой" направить конкурсную документацию по соджержанию дамбы "РосСтройМонтажу" и указывает адрес доставки. В письме также говорится, что "Метрострой" будет выполнять эту задачу в соответствии с неким договором с Дирекцией КЗС от 20 апреля 2015 года №Д-15-004. О каком договоре идет речь, ни в Дирекции, ни в "Метрострое" не уточняют.
Этот конкурс на содержание петербургской дамбы впервые объявили в конце декабря 2014 года. Итоги планировали подвести 31 декабря 2014 года. Предыдущий контракт с ОАО "Метрострой" истекал 1 января 2015 года. Однако новый контракт не заключен до сих пор. Причиной тому стали жалобы в антимонопольную службу (ФАС России) от подрядчиков, претендовавших на работы.
Подрядчики настаивали на том, чтобы конкурс проводился в формате электронного аукциона, а не конкурса, что обеспечило бы равные условия для конкуренции. Формат конкурса позволяет заказчику выставлять участникам баллы, порой оценка при этом оказывается довольно субъективной. ФАС России встал на сторону подрядчиков в этом вопросе. В результате Дирекция КЗС, действительно, изменила формат на аукцион, но при этом засекретила его.
Тем временем, в течение пяти месяцев дамбу без конкурса обслуживает "Метрострой". На каких условиях ведутся работы, не уточняется. Точно можно сказать, что конкурс на них по ФЗ-44 (закон о госзакупок) не проводился, иначе информация об этом была бы размещена на портале госзакупок. Возможно, это лишь совпадение, но стоимость контракта с начала года сократилась на 1,3 млрд рублей - именно столько стоит полгода обслуживания дамбы, исходя из предварительной оценки в 8 млрд рублей за три года. Почему именно произошло это снижение цены, и кто получил 1,3 млрд рублей за первые полгода, в Дирекции дамбы не сообщают.
Победитель конкурса будет обслуживать и ремонтировать дамбу в течение двух с половиной лет, с 2015 по 2017 год. В зону его ответственности будут входить не только водопропускные и судопропускные сооружения, но и шестиполосная дорога в Кронштадт вместе с тоннелем.
"Метрострой" выполнял эти работы в течение всех предыдущих лет, с 2011 года. Первый подряд на 7,4 млрд рублей компания получила в декабре 2011 года, спустя несколько месяцев после сдачи КЗС в эксплуатацию. Председателем комиссии по выбору подрядчика тогда выступал заместитель гендиректора Дирекции КЗС Петербурга Сергей Мулишов. Он же курирует конкурс и сейчас.
В 2011 году на работы претендовало петербургское ОАО "Ордена Трудового Красного Знамени трест Спецгидроэнергомонтаж". Теперь, по информации dp.ru, помимо направившего жалобу " РосСтройМонтажа", на подряд хотят претендовать компании из Москвы и Твери. В условиях кризиса подрядчики особенно заинтересованы в таких крупных работах.
В то же время, при "Метрострое" в течение предыдущих лет было сформировано специализированное подразделение, которое занимается обслуживанием дамбы, в том числе обеспечением работы водо- и судопропускных сооружений (основной объект КЗС - судопропускное сооружение С1, на котором установлены главные морские ворота, ботапорты, от работоспособности которых зависит защитная функция комплекса). Так что готовность компании бороться за контракт на следующие три года тоже вполне понятна. Если "Метрострою" придется оттуда уйти, уступив место специалистам из другого города, это может привести к трудностям.