ФНС под угрозой блокировки счетов требует от ОАО "Метрострой" вернуть в бюджет 470 млн рублей. Это уже пятый случай серьезных претензий госорганов к работе монополиста в метростроении на фоне активности конкурентов и смены куратора отрасли.
ОАО "Метрострой"
отбивается в суде от претензий Федеральной налоговой службы (ФНС) на сотни миллионов рублей. Как стало известно из результатов судебного дела, еще 17 января налоговая потребовала от компании вернуть в бюджет 366,3 млн рублей, полученные в 2014 году из бюджета в виде возврата НДС. Кроме того, "Метрострою" были начислены проценты и штрафы более чем на 100 млн рублей.
Заплатить эти деньги компания должна была до 5 мая, в противном случае ей грозила блокировка счетов. Из-за этого под угрозой оказались бы городские транспортные проекты, где работает "Метрострой", на десятки миллиардов рублей. В "Метрострое" не согласились с решением налоговой и обжаловали его в суде. В рамках иска юристы "Метростроя" заявили, что блокирование счетов и взыскание 460 млн рублей крайне негативно отразится на деятельности компании. Так, затраты на оплату труда и социальные взносы у компании составляют 105 млн рублей в месяц, и, вернув в бюджет требуемые деньги, она рискует нарушить трудовое законодательство и не выплатить вовремя зарплату.
"
Метрострой
" является
генподрядчиком строительства участка Невско-Василеостровской линии метро от станции "Приморская" до станции "Улица Савушкина", включая станцию "Новокрестовская". Также компания ведет подготовку к строительству второго спускового комплекса Фрунзенского радиуса и вестибюля для станции метро "Спортивная" и многих других проектов. Кроме метро компания занимается и другими транспортными проектами, к примеру обслуживанием дамбы.
Взыскание
НДС, по версии "Метростроя", приведет к невозможности своевременного выполнения обязательств по этим госконтрактам, указывали представители компании в исковом заявлении, оспаривая требования налоговой. При этом компания на выполнение работ по ним привлекла кредиты на общую сумму 7,8 млрд рублей, и налоговые санкции неизбежно повлекут нарушение графика погашения кредитов. А это уже, дескать, скажется негативно и на деловой репутации "Метростроя".
В "
Метрострое
" пока не ответили на просьбу dp.ru прокомментировать эту ситуацию и общую ситуацию с увеличившимся числом претензий к компании.
Более того, в офисах самого крупного акционера компании ГУП "Петербургский метрополитен" (владеет 25% акций "Метростроя") и дома у его главы Владимира Гарюгина следователи провели обыски в рамках уголовного дела. Оно основано на выводах Контрольно-счетной палаты (КСП) о том, что "Петербургский метрополитен" оплатил бюджетными деньгами работы более чем на 450 млн рублей по устройству вестибюля станции "Адмиралтейская", тогда как по контракту "Метрострой" должен был выполнить их за свой счет. Следственный комитет пока не обнародовал результаты этого расследования.
На строительство метро в Петербурге, а также другие работы, доступные метростроителям (обслуживание дамбы, проектирование и прочее), до 2020 года будут направлены беспрецедентно большие деньги. Суммы возможных инвестиций оцениваются более чем в 100 млрд рублей. В условиях экономического кризиса "Метрострою" крайне важно сохранить за собой позиции. Точно так же другим подрядчикам важно включиться в борьбу за эти деньги и потеснить петербургского монополиста.
Конкуренцию "
Метрострою
" готовы составить и московская "УСК "Мост" Геннадия Тимченко, и ЗАО "И.И.С.", долей в котором владеет Олег Дерипаска, и петербургская инжиниринговая группа ЗАО "ПРиСС", и связанное с "Водоканалстроем" ООО "СТиС" ("Струйные технологии и строительство"). Конкурировать с компанией периодически пытается и ЗАО "СМУ-303", которое однажды уже обошло монополиста в конкурсе на подготовку инженерных площадок для строительства продолжения Фрунзенского радиуса. Контракт на проектирование Фрунзенского радиуса также уже однажды получала московская компания "МетроГипроТранс", но в результате длительных разбирательств он все-таки вернулся в Петербург.
Так, сейчас идет ожесточенная борьба за два крупных подряда стоимостью более 28 млрд рублей: на строительство перегона до станции метро "Горный институт" за 21,3 млрд рублей и на трехлетнее обслуживание петербургской дамбы за 6,9 млрд рублей. В обоих случаях контракты уже были в руках "Метростроя", но конкуренты компании обратились в Федеральную антимонопольную службу, и та их поддержала. Оба дела рассматривались в ФАС в Москве, а не в петербургском управлении, так как речь идет о крупных суммах.
В случае с дамбой "Метрострой" уже полгода обслуживает ее на птичьих правах как подрядчик, который выполняет эти работы с 2011 года и за прошедшее время открыл специализированное подразделение для выполнения данных работ. Конкурс по дамбе должны были провести в декабре 2014 года, но из-за жалоб он переносился, и теперь отбор подрядчиков назначен на 21-22 мая. Как уже рассказывал dp.ru, косвенные признаки, в том числе изменение цены работ с 8 млрд рублей до 6,9 млрд рублей, указывают на то, что "Метрострой" уже получил оплату за первые полгода работы. Но если оставшуюся сумму отдадут другой компании, монополист вынужден будет распустить внушительный штат сотрудников.
Что касается работ по "Горному институту", то контракт с компанией все-таки решили заключить, но и здесь могут возникнуть трудности. Во-первых, конкуренты уже судятся со Смольным из-за того, что их заявки с низкими ценами отклонили и позволили "Метрострою" выиграть, практически не снижая стоимость работ. Во-вторых, ФАС России по жалобам тех же конкурентов нашел нарушение в заявке самого "Метростроя" и предписал отклонить ее. Время на отклонение у Смольного еще есть, но оно истекает 13 мая, и, как рассказывал dp.ru, чиновники уже приняли решение и отклонять заявку не планируют. ФАС России вряд ли оставит без внимания тот факт, что их предписание проигнорировали. В подобных случах федеральная структура обращается в суд, где Смольному и "Метрострою" придется снова доказывать свое право на подряд за 21 млрд рублей.
Более того, невезение стало преследовать "Метрострой" и в ситуациях, которые по сравнению с подрядами на десятки миллиардов кажутся мелочами. Так, компанию оштрафовало ГИБДД Василеостровского района за недавнее перекрытие движения на Кадетской линии, о котором dp.ru также уже подробно рассказывал и сообщал о коллапсе из-за перекрытия в ГИБДД, а также в курирующие комитеты Смольного. Перекрыть движение понадобилось для работ на газопроводе для строящегося второго выхода из "Спортивной". Вестибюль должны открыть ко Дню города 27 мая, так что с работами торопятся, и откладывать перекрытие на майские праздники не могли. Теперь "Метрострой" оспаривает выписанный штраф, указывая на то, что получил все согласования.
При этом коллапс из-за перекрытых для строительства подземки дорог происходил далеко не впервые. Подобные ситуации складывались и в районе Театральной площади, и в районе Тучкова моста, когда к перекрытиям "Метростроя" добавлялись работы дорожников. Также до сих пор при планировании строительства "Горного института" и ремонта "Василеостровской" никого не смущали и те пробки, которыми эти работы очевидно будут сопровождаться.
Сложности "Метростроя" начались, когда строительный блок Смольного курировал вице-губернатор Марат Оганесян. Игроки рынка связывали это с его стремлением привести на рынок Петербурга московские компании. При этом далеко не все видели в этом стремлении исключительно корыстный интерес выходца из московской строительной отрасли. В столице работает несколько крупных компаний, хорошо себя зарекомендовавших. Более того, благодаря конкуренции стоимость работ на столичных конкурсах регулярно удается снижать, тогда как "Метрострой", как правило, получает подряды по стартовой цене.
Теперь компания вместе со всем строительным блоком попала в зону ответственности вице-губернатора Игоря Албина. Впрочем, он, как и Марат Оганесян, много и продуктивно работал в Москве на самых высоких должностях. К тому же за полгода в Смольном он успел зарекомендовать себя как новатор, готовый действовать без оглядки на сложившиеся местные условия и без пиетета к авторитетам. Так что велика вероятность, что тренд на поиск достойных конкурентов "Метрострою" продолжится.
Более того, еще в 2010 году Смольный начал предпринимать попытки увеличения своей доли в капитале "Метростроя" до 51%. Поскольку компания утвердилась как монополист, чиновники хотели управлять тем, как она расходует внушительные бюджетные суммы. Возможность допэмиссии акций за счет бюджета была предусмотрена законом уже тогда. Однако топ-менеджмент компании (владеет около 40% акций) заблокировал эти попытки — для решения не удалось собрать кворум. Впрочем, возобновить эти попытки Смольный может в любой момент.
Портфель действующих заказов "Метростроя" составляет около 48 млрд рублей. Крупнейшими акционерами компании, по данным системы "СПАРК", по итогам 2014 года, являются ГУП "Петербургский метрополитен" (25%), комитет по управлению городским имуществом (21%), гендиректор компании Вадим Александров (13,62%), его сын и заместитель Николай Александров (22,4%), а также председатель совета директоров Клименти Казаридзе (5,42%), а также почти 2,7 тыс. миноритариев — в общей сложности 12,56%.