Госдума готовится поправить законопроект о нежелательных организациях

На этой неделе Госдума во втором чтении собирается принять законопроект о нежелательных организациях в России. Поправками его несколько смягчат. Но логика указывает на то, что рано или поздно придется вводить понятие "нежелательные люди".

В повестку дня пленарного заседания Госдумы в пятницу комитет по конституционному законодательству предлагает включить второе чтение изменений в закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ" - тот самый законопроект о введении в законодательство понятия "нежелательные организации", внесенный в ноябре прошлого года справороссом Александром Тарнавским и Антоном Ищенко из ЛДПР. За основу законопроект принят в январе.
Ко второму чтению депутат Тарнавский внес поправки, которые были одобрены комитетом накануне, как пишет РБК, почти без обсуждения. Смысл законопроекта остался прежним: Генпрокуратура на основании сведений, полученных от органов безопасности и внутренних дел (равно и иных органов власти), может самостоятельно признать ту или иную иностранную или международную организацию "нежелательной", сообщить в Минюст, который вносит ее в специальный перечень. С этого момента организации запрещается иметь в России отделения, распространять информацию, в том числе в Интернете, и вообще она по ограничениям приравнивается к экстремистской и террористической. Замораживаются счета, ограничивается въезд в Россию сотрудников и так далее. Запреты сопровождаются поправками в УК и КоАП, предусматривающими штрафы или даже лишение свободы за сотрудничество с "нежелательными организациями".
Некоторым смягчением можно считать то, что нежелательной организацию смогут объявить за угрозы конституционному строю, обороноспособности и безопасности России. Изначальный вариант предполагал возможность запрета также за угрозы общественному порядку и здоровью населения в целях в том числе защиты нравственности, а также прав и законных интересов других лиц. Исключат также ответственность за получение денег и имущества от нежелательных организаций гражданами и юрлицами. Зато ответственность распространят на банки и компании - за сотрудничество. Запрещенным организациям дополнительно запретят реализовывать в России любые программы и проекты. Но главное - поправки уточнят, что под действие закона попадут только НКО, а не коммерческие структуры.
О мотивах авторы открыто говорили с самого начала и от них не отказываются - они собираются поставить заслон на пути "деструктивных" заграничных организаций. Совет по правам человека при президенте уже при внесении законопроекта протестовал, указывая на то, что признать нежелательной могут вообще любую организацию, включая, например, Гринпис. Поправки лишь отчасти смягчают подход - по-прежнему нежелательными могут стать любые организации и фонды, хотя бы косвенно имеющие отношение к политике или общественным движениям, то есть в первую очередь подобные Фонду Карнеги или "Открытому обществу" Сороса.
Это еще один кирпич, который депутаты кладут в стену отгораживания от иностранных НКО. Некоторые уже удалось выдавить из России, например, агентство USAID еще в 2012 году свернуло деятельность. Hermitage capital тоже прекратил работать в России в 2013 году. В марте в Госдуме появилась инициатива о введении уголовной ответственности для юридических лиц, которая среди прочего позволит привлекать к ответственности иностранные и международные организации - за преступления "против интересов Российской федерации" или ее граждан, вплоть до принудительной ликвидации и конфискации имущества.
Продолжает работать и закон об "иностранных агентах". Сейчас в перечне Минюста почти 60 организаций, в основном правозащитных или экологических. Этот перечень указывает также, от каких иностранных организаций "агенты" получают средства. Можно предположить, что все это - потенциальные кандидаты в "нежелательные", если, конечно, спонсирование ЛГБТ или наблюдателей на выборах сочтут адекватным угрозе именно конституционному строю и безопасности. Машина ведь работает уверенно, вот на днях в "иностранные агенты" собрались записывать благотворительный фонд "Династия" основателя "ВымпелКома" Дмитрия Зимина, занимающийся поддержкой проектов в области науки и образования и получающий деньги с собственных зарубежных счетов Зимина. По мнению чиновников, поддержка "Династией" фонда "Либеральная миссия" Евгения Ясина - политическая деятельность.
Смягчение законопроекта о нежелательных организациях выглядит по нынешним временам странно. Иностранные организации для российских властей - как горячий орех, который они постоянно подбрасывают, не в силах ни выбросить, ни взять в руки. Отсюда постоянные паллиативы, смягчения, послабления, притом что стратегическая линия вполне соблюдается. Иностранцам, например, ограничили в свое время участие во владении СМИ 20%, но полностью не запретили. Но Александру Тарнавскому и его коллегам наверняка придется делать следующие шаги. Запрет на деятельность организаций вряд ли сильно изменит ситуацию, как не сильно изменил ее отъезд USAID. В конце концов, если один человек желает передать деньги другому человеку, даже через границу, он найдет способы это сделать. Разве была какая-нибудь организация у Гиви Таргамадзе, которого обвиняли в спонсировании беспорядков на Болотной площади?
Можно вообще не регистрировать никакой организации, как в случае с "Открытой Россией" Михаила Ходорковского. "Открытая Россия" вообще явно первоочередной кандидат в "нежелательные организации", она уже является таковой для властей без всякого закона, по сути, если судить по постоянно возникающим у активистов проблемам. Сейчас, кстати, Минюст с подачи депутата Александра Сидякина все равно попросил Генпрокуратуру проверить "Открытую Россию" на "иностранное агентство". Но, даже если Ходорковскому запретят продвигать бренд, никуда не денется его имя и фамилия, которые сами по себе бренд. Останется одно - вводить понятие "нежелательный человек", Тот-Кого-Нельзя-Называть под страхом ареста.