Законопроект, который вводит ответственность для торговых сетей за продажу мест на полке магазинов, в первом чтении рекомендовал принять комитет по экономической политике Госдумы.
Законопроект, предусматривающий ответственность торговых сетей за дискриминацию поставщиков, комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал принять в первом чтении. Под дискриминацией авторы документа, среди которых известный алкогольными законопроектами депутат Виктор Звагельский, понимают продажу мест на полках супермаркетов под видом дополнительных услуг. Обширный законопроект вносит изменения в федеральные законы о регулировании торговли, о защите конкуренции, а также в КоАП.
Изменения законодательства позволят поддержать российских производителей, в частности фермеров, отмечают авторы в пояснительной записке. А исключение оплаты в том или ином виде за размещение товара на полках супермаркетов позволит снизить их конечную стоимость, что снизит инфляцию. Сети обяжут сделать критерии отбора поставщиков прозрачными и публиковать их на своих сайтах. Предлагается также снизить максимальный бонус для ретейлера за покупку определенного объема продукции с 10 до 3%. Документ также дополняет понятие "торговая сеть", теперь под ними будут понимать несколько объектов, которыми владеют несколько лиц, а не одно, как сейчас.
Законопроект вводит почти идентичные штрафы за самые разные нарушения — от дискриминационных условий для поставщиков до навязывания условий поставок. Для юридических лиц штрафы составят 2-5 млн рублей, должностные лица поплатятся меньшими штрафами — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, однако их могут отстранить от работы на 6-12 месяцев. Контролировать исполнение будет ФАС, сам механизм контроля пока неясен. Разговоры о том, что торговые сети нужно жестко контролировать в вопросе выбора поставщиков, ведутся уже несколько лет. Законопроект же внесен в нижнюю палату парламента 21 января 2015 года.