После того как суббота стала еще одним черным днем для Роскомоса — спутник связи для Мексики и части Южной Америки сгорел вместе с ракетой "Протон-М", — вице-премьер Дмитрий Рогозин призвал окончательно отказаться от "Протона" в пользу ракет типа "Ангара".
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий космическую отрасль, на своей странице в Facebook призвал "не размахивать дубиной над головой конструкторов", а поощрить их к поиску ошибки. А сегодня на совещании с Дмитрием Медведевым сказал, что пора окончательно отказаться от "Протонов-М" и перейти "исключительно на цифровое проектирование и моделирование подобного рода ситуаций".
Дубиной, допустим, и правда не стоит, не те времена, но и поощрять конструкторов к тому, чтобы те сделали то, что им положено в такой ситуации делать, как-то странно. Есть заказ на миллиарды, результат не устроил зказчиков. Тут как-то даже иронизировать особенно не нужно, все и так понятно. Даже обывателю, на потребу которому, по словам вице-премьера, не нужно устраивать показательную порку ответственных.
Не менее странным выглядит заявление о необходимости цифрового проектирования и моделирования "подобных ситуаций" (видимо, запусков), да еще и перед премьером, который будучи президентом делал ставку на цифровые технологии. XXI век, посадка модуля на летящую с безумной скоростью комету Чурюмова-Герасименко, вокруг экономика знаний, а тут вдруг выясняется со слов одного из первых лиц страны, первой запустившей в космос спутник, собаку, а потом и человека, что у нас до сих пор цифрового моделирования нет.
В мае прошлого года примерно при тех же обстоятельствах не удалось вывести на орбиту российский спутник. Людям, принимающим решения, понадобился целый год и две аварии, чтобы предположить, что с "Протонами" что-то пошло не так. Впрочем, большой вопрос, в "Протонах" ли дело.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин уже высказался, что если речь идет о производственном браке (а именно он стал причиной аварии год назад), то дело уж точно не в модели ракеты. Это системная проблема отрасли. Да и тотальный переход на "Ангару", по его словам, пока выглядит преждевременно. Да, рано или поздно придется, но нужно хотя бы 10-15 успешных запусков, считает эксперт. Пока ракету запустили с космодрома "Плесецк" всего дважды, из них с грузом — один.
Начиная с 1965 года ракеты типа "Протон" запускали в космос 404 раза. Символичная, к слову, цифра для интернет-обывателя. Неудачных запусков было всего 27, частично неудачных — ракета взлетела, но задачу в итоге выполнить не получилось — 20. Например, в 2011 году спутник "Экспресс АМ4", с помощью которого хотели перейти на цифровое ТВ, отправили на неправильную орбиту.
"Ангара" способна нести груз весом до 35 т, на 12 т больше, чем "Протон". Но и обходится ее запуск дороже. По данным открытых источников, вдвое. Запуск "Протона" ранее оценивался в $40-50 млн. Вопрос рентабельности может возникнуть скорее у иностранных заказчиков. Непонятно, станут ли они после увеличения стоимости, да еще и после стольких неудач — семь аварий с 2010 года, — продолжать сотрудничество.
Во многом для новой и пока толком не испытанной "Ангары" в Амурской области сейчас строят космодром Восточный. С него также будут запускать ракеты "Союз-2", стартовую площадку обещают сдать к июлю. Стройка протекает не без скандалов. Несмотря на пристальное внимание того же Рогозина и самого президента, регулярно летавших на космодром с проверками, на стройке вскрыли многомиллионные хищения. Сначала строители, которым перестали платить, объявляли голодовку. Даже написали о своей проблеме на крышах бараков. Надпись из космоса видно, конечно, не было, помог звонок на прямую линию президента. Возбуждено уже больше 20 уголовных дел. Полетели головы. В начале мая Роструд сообщал, что 5905 рабочим выплатили все долги по зарплате, которых накопилось больше 21,7 млн рублей.
Но то ли украли в реальности гораздо больше, то ли просто из-за кризиса к строительству решили привлечь студентов. Практику стройотрядов возобновили еще в 2012 году. Но количество неквалифицированных рабочих на главном инфраструктурном проекте страны с годами стремительно растет — 50 человек в 2012 году, 132 в 2013 году, 500 в 2014 году. Сегодня на сайте "Дальспецстроя" появилось сообщение о том, что летом через стройку пройдет больше 1,2 тыс. студентов. Ведомство гордо рапортует, что "ребята задействованы на важнейших объектах, выполняют работы по выемке грунта для укладки инженерных сетей комплекса хранения ракетного топлива". То есть, проще говоря, на космодром отправили студентов копать траншеи лопатами. Всего на стройке сейчас работают больше 8 тыс. специалистов.
Может, это и выглядит несколько натянуто, но все же интересно, как скоро представителям власти может прийти в голову вспомнить опыт середины прошлого века по строительству крупных проектов. Все больше "светлых умов" называют автора того подхода Лаврентию Берию скорее великим менеджером, нежели одним из величайших преступников. Впрочем, методы, которыми он добивался прорыва, в массовом сознании пока еще считаются варварскими. Но зато бесплатно.