Законопроект об амнистии капиталов одобрило правительство, также обнародованы поправки ко второму чтению. Срок действия отодвинули с начала 2014 года на начало 2015-го, а от ответственности, помимо владельцев, предлагают освободить финансовых сотрудников предприятий.
Проект закона, освобождающий бизнесменов, решивших вернуть имущество в российскую налоговую юрисдикцию, от ответственности, одобрил кабинет министров. Кроме того, в карточке документа появились поправки ко второму чтению, учитывающие мнение Комитета по экономической политике и экспертного сообщества.
Среди важных новинок — распространение амнистии на сделки и операции, совершенные до 1 января 2015 года вместо начала 2014 года, как предполагалось ранее. В перечень имущества добавили также автомобили. Кроме того, амнистия коснется не только владельцев имущества, но и их подчиненных, чьи подписи могут стоять на финансовых документах. В документе также появился конкретный перечень статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушений, от ответственности по которым освободят номинальных владельцев. Второе, ключевое, чтение в нижней плате парламента пройдет завтра, 20 мая.
Закон об амнистии капиталов станет необходимым дополнением к закону о контролируемых иностранных компаниях, вступившему в силу в начале года. Он обязывает номинальных владельцев предприятий, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях, отчитываться о нераспределенной прибыли. Минимальная сумма, о которой нужно будет рассказать российским налоговикам, в 2015 году составит 50 млн рублей, в 2016 году — 30 млн, в 2017 — 10 млн. Согласно внесенным поправкам, отчитываться по этому поводу нужно будет до конца года, начиная с июля.
Тем, кто вовремя задекларирует имущество и капиталы, не грозит ответственность по статьям УК 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ", 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лиц" (частей статьи, оговаривающих участие таможенников в преступлении, амнистия не касается), 198 и 199, в которых речь идет об уклонении от уплаты налогов физлицами и организациями, 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента" и 199.2, которая касается сокрытия налоговой базы.
В пункте об административной ответственности упоминается статья о предпринимательской деятельности без регистрации и необходимых лицензий — 14.1. Речь также идет о статьях 15.1-15.6, по которым наказывают за нарушение порядка кассовых операций и взаимоотношение с ФНС (постановка на учет, отчетность и т. д.), 15,11, карающей за нарушение правил бухучета, и 15.25, в которой говорится о нарушении валютного законодательства. Поправки также снимают еще одну важную проблему, о которой говорили юристы. Декларируемые деньги на счетах в иностранных банках, а также финансовые операции с их использованием не подпадают под закон о валютном контроле и регулировании.
Уточнена также статья о гарантиях, где теперь более четко оговаривается, что сведения, которые были представлены в декларации, не могут быть истребованы никакими другими государственными структурами. Запросить их у ФНС может только сам автор декларации. Кроме того, он может использовать эти сведения в качестве доказательства в судебном разбирательстве, а суд не имеет права отказать в приобщении декларации к делу. А вот представить сведения декларации в качестве доказательства против её автора уже нельзя. Авторы также уточнили, что предоставление гарантий не будет зависеть от того, представлены ли декларантом все предусмотренные законопроектом сведения или только часть.
Еще один важный момент, на котором настаивал бизнес-омбудсмен Борис Титов, это освобождение от ответственности сотрудников организаций, которые участвовали в приобретении имущества или финансовых операциях, указанных в декларации. Ранее амнистия касалась лишь физического лица, в интересах которого те действовали, — владельца компании. Тем не менее, в законопроекте нет четкого определения или перечня таких сотрудников — применение этой нормы будет вызывать споры, считает партнёр DLA Piper Елена Зайцева. Например, непонятно, распространяются ли гарантии на должностных лиц вовлеченных организаций.
Нерешенной по-прежнему остается одна из основных проблем — ответственность организации за неуплату налогов, говорит руководитель налоговой практики "Пепеляев групп" Сергей Сосновский. Неизвестно, забыли об этом моменте или нет, но организации по-прежнему грозит штраф 20% от суммы неуплаченного налога.
"Пока получается так, что владельцу и сотрудникам ничего не грозит, но после подачи декларации они подставляют компанию под штраф, — говорит Сергей Сосновский. — В целом же законопроект выглядит куда более конкретным и зрелым, нежели в первой редакции, в нем решены основные проблемы, которые обсуждало экспертное сообщество. Большая редкость, когда бланк декларации и порядок ее заполнения сразу же прописан в федеральном законе. На моей памяти такое было во время принятия УПК, да и то бланки в процессе из проекта изъяли — он получался слишком объемным".
Можно предположить, что информация об имуществе вкупе с описанием источников получения, поступившая в налоговые органы, повлечет претензии к организациям, солидарна налоговый консультант Светлана Ушакова. Ее также настораживает, что в процедуре принятия четко прописано право налогового органа отказать в приеме декларации. К тому же декларацию нельзя уточнить. "Все мы люди, человек может просто забыть о каких-то активах, особенно если их много, почему нельзя подать уточненную декларацию в рамках кампании, непонятно. Это можно сделать, только если первую налоговики не приняли", — говорит юрист.
Бизнесу также придется просчитывать риск того, что уголовное преследование прекращается с согласия руководителя следственного органа, как сказано в законопроекте, — получается, что амнистия уже не безусловна, обращает внимание Светлана Ушакова. У банков теперь появляется право запрашивать у клиентов информацию об источнике денег или другого имущества клиентов. Перед этим они вполне законно смогут блокировать такие денежные переводы.
По словам Сергея Сосновского, сдвиг сроков амнистии на 1 января 2015 года — верный шаг, поскольку таким образом организации не попадут под удар из-за повторяющихся хозяйственных операций. Ранее, например, получалось так, что одни и те же незаконные действия с имуществом или финансами в 2013 году прощались, а в 2014 уже становились преступлениями. Вариант, что нечистые на руку предприниматели могли намеренно не вполне законно завладеть собственностью, зная о подготовке амнистии, юрист отрицает, поскольку о необходимости амнистии президент сообщил лишь в конце 2014 года, ранее она обсуждалась лишь на уровне идеи.
В первой редакции, напоминает эксперт, в российское законодательство попытались ввести понятие траста, хорошо, что ко второй эту главу изъяли. Это могло бы не очень хорошо повлиять на правовую систему в целом — одной строчки о таком обширном понятии и системе взаимоотношений в законопроекте на другую тему было явно недостаточно.
Кроме того, к первому чтению на днях подготовлен еще один законопроект, корректирующий ряд статей Налогвоого кодекса в связи с амнистией. Вчера комитет по бюджету Госдумы рекомендовал принять ег ов первом чтении.
Это важное дополнение, без которого амнистия будет идти со скрипом, отмечает партнер DLA Piper Елена Зайцева. "Тут уместно было бы привести в пример ситуацию, сложившуюся с применением предусмотренного законом "о деофшоризации" переходного положения о "безналоговом получении имущества" при ликвидации контролируемой иностранной компании, — вспоминает юрист. — Оно сегодня, к сожалению, не работает в отношении физлиц-бенефициаров, поскольку соответсвующие изменения в 23 главу Налогового кодекса так и не внесли".