Министерство культуры отказалось от идеи строительства нового фондохранилища Музея этнографии в Петербурге. Под нужды музея планируют приспособить здание мастерских Михайловского театра. Худрук театра Владимир Кехман считает, что театр в этом случае должен получить другое здание или денежную компенсацию.
Как стало известно "ДП", Министерство культуры отказалось от ранее запланированного строительства нового здания фондохранилища Этнографического музея рядом с Михайловским садом. Теперь фондохранилище планируют разместить в одном из корпусов Михайловского театра, где сейчас находятся театральные мастерские.
В начале мая министр культуры Владимир Мединский обратился к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой передать в собственность Российской Федерации здание мастерских и земельный участок под ним (копия письма есть в распоряжении "ДП"). Решение отказаться от строительства нового здания фондохранилища министр объяснил тем, что разработанный ранее проект осуществить невозможно. "Причин несколько: охранная зона центральной части Петербурга (где новое строительство по 73-ФЗ невозможно. – Ред.) и сложность технического сочетания предложенного архитектурного решения с корпусом Михайловского дворца", - поясняет министр.
Между тем Владимир Мединский подчеркивает, что проблема хранения и реставрации экспонатов Этнографического музея, несмотря на все мероприятия по модернизации существующих фондовых помещений, не решена и очень актуальна. Изъятие под эти цели здания театральных мастерских, которое находится во дворах Этнографического музея и примыкает к торцевой стене его Мраморного зала, по мнению министра, хорошая альтернатива новой стройке.
Глава Северо-Западной дирекции Министерства культуры (СЗД) Александр Шабасов подтвердил, что есть принципиальное желание реконструировать здание мастерских Михайловского театра. "Для этого предстоит не только передать землю и само здание из собственности города в федеральную, но и решить вопрос альтернативных площадей для театра", - уточняет он.
Каким будет новый проект фондохранилища, по словам Александра Шабасова, станет ясно чуть позже, исходя из разработанного технического задания. "Но можно с уверенностью сказать, что габариты здания мастерских не изменятся. Наверняка будут приняты решения об определенном использовании подземного пространства - инженерии, складской функции, возможно, паркингу. Но эти нюансы будут понятны после историко-культурной экспертизы", - говорит Александр Шабасов.
Стоимость работ по приспособлению театральных мастерских под фондохранилище музея, исходя из данных, заложенных в федеральную целевую программу, будет чуть более 600 млн рублей. Прежним проектом приспособления занималась архитектурная мастерская Михаила Мамошина. Новая проектная компания определиться в результате конкурса. Комментировать новый проект Мамошин отказался.
Получить комментарии у руководства Этнографического музея не удалось. А художественный руководитель Михайловского театра Владимир Кехман заявил "ДП", что художественно-производственные мастерские – важнейшая часть театрального организма, без которой театр функционировать не может. "Те мастерские, которыми Михайловский театр располагает сейчас, уже давно не соответствуют нашему уровню и масштабу. Я не знаю, какое решение примет губернатор касательно нынешнего здания мастерских. Но в любом случае мы должны либо получить финансовую компенсацию, чтобы иметь возможность оборудовать новый комплекс мастерских, либо другое помещение под эти цели, расположенное на разумном расстоянии от театрального здания на пл. Искусств", - говорит он.
Музей этнографии народов России и сопредельных государств основан в 1902 году. С 1934 года он имеет статус самостоятельного учреждения и располагается в специально построенном здании на пл. Искусств в Петербурге. Но проект здания музея, разработанный в начале XX века архитектором Свиньиным, из-за экономической и политической ситуации того времени был реализован не полностью: практически половина спроектированных площадей, где должен был разместиться депозитарий, не была достроена, оставив после себя лишь котлован и немного закладных элементов. В то же время сам Свиньин в процессе строительства снес ранее построенные корпуса архитектора Росси.
Идея достроить Этнографический музей со стороны Михайловского сада, завершив исторический ансамбль, возникла еще в 1980-х годах. Проекты строительства разрабатывали советские, финские и современные архитектурные студии. К примеру, в 2000 году был проведен архитектурный конкурс на строительство фондохранилища с жилыми площадями на средства "Корпорации С" Василия Сопромадзе. Но в итоге от государственно-частного партнерства музей отказался. Было принято принципиальное трешение, что проект профинансирует федеральный бюджет. Соответствующее решение было принято в 2009 году на коллегии Министерства культуры России. Заказчиком выступает СЗД.
Мастерская Мамошина разработала проект строительства нового здания фондохранилища, который предполагал дублирование фасадов утраченных корпусов Росси. В 2013 году проект поддержал Градсовет Петербурга. Правда, градозащитники тогда заявили, что "с позиции действующего законодательства реализация этих планов практически невозможна". В частности, заместитель председателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов предложил перенести проект фондохранилища за пределы исторического центра, как это сделал Эрмитаж. Он указал на то, что проект нового строительства в историческом центре создаст опасный прецедент и потому его должен оценить Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО.
Строительство фондохранилища так и не началось. Сейчас коллекции Этнографического музея временно размещены в цокольном этаже существующей части здания. Недавно прошла модернизация этих помещений.