В казне Греции нет денег на очередной платеж в пользу МВФ, намеченный на 5 июня, заявил министр внутренних дел. Страна окажется на гране дефолта, если не сможет перечислить в срок 305 млн евро, пугают ее власти. Это очередной элемент торга, скептически отмечают экономисты.
В целом долг перед МВФ составляет 1,6 млрд евро, но фонд их не получит — отдавать нечем, заявил в эфире греческого телевидения министр внутренних дел Никос Вуцис. График платежей расписан. Полностью перечислить средства в четыре приема страна должна до 19 июня. Греция ведет переговоры об урегулировании госдолга, который образовался после спасения от дефолта в 2010 и 2012 годах. В конце лета страна также должна отдать ЕЦБ еще 3 млрд евро.
Надежды кредиторов на то, что жесткие меры экономии позволят Греции выплатить долг, пока не оправдались. Популистская партия "СИРИЗА", которая пришла к власти в январе, настояла на новом туре переговоров по реструктуризации долга. При этом Греция уже "перезанимала, чтобы переотдать", взяв деньги из одного кармана МВФ и положив их в другой. Чтобы отдать в мае 750 млн евро, Греция заняла их у МВФ. Местные СМИ тогда писали, правда, без ссылки на конкретные источники, что для погашения задолженности правительство воспользовалось резервной позицией в МВФ на 650 млн евро.
Это не первый — а возможно, и не последний — раз, когда греческое правительство пугает кредиторов невозможностью выплатить долги, говорит старший аналитик "Альпари" Вадим Иосуб. В конце апреля греческий премьер Алексис Ципрас уже обещал и дефолт по платежу 12 мая на сумму 750 млн евро, и референдум, однако обошлось и без того, и без другого, напоминает эксперт.
"Такие угрозы больше похожи на блеф или шантаж кредиторов. По мнению греков, они улучшают их переговорную позицию", — говорит Вадим Иосуб, отмечая, что подобную тактику сейчас взяла на вооружение Украина. Верховная рада, напомним, недавно приняла законопроект, который дает право правительству ввести мораторий на выплату по внешнему долгу коммерческим кредиторам. В конце года в еврооблигации Украины $3 млрд вложила и Россия. Посыл, отмечает аналитик, тот же самый — давление на кредиторов перед переговорами.
Важно отметить очевидное: министр внутренних дел к экономической политике отношения не имеет. Возможно, вбрасывая подобный вариант через него, власти Греции проверяют реакцию.
Кроме пугалок о дефолте, из Греции доносятся и хорошие новости. Госбюджет за первые 4 месяца исполнен с дефицитом в 510 млн евро при целевом показателе 2,918 млрд евро, сообщил Минфин страны. В прошлом году показатель за тот же период оценивался в 1,146 млрд евро. Первичный профицит бюджета — до выплаты внешних долгов — составил 2,103 млрд евро, хотя власти ожидали дефицита в 310 млн евро. Вкупе с угрозами дефолта это можно также расценить как публичный торг: ситуация, мол, выправляется, но если забрать у нас деньги сейчас, то все будет очень плохо.
В то время как премьер-министр греции Алексис Ципрас ведет переговоры с кредиторами, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле отметил в интервью радиостанции Deutschlandfunk, что не видит смысла в дальнейших уступках Афинам: они должны выполнить взятые на себя обязательства, и поэтому нельзя говорить об альтернативах. По словам источников The Financial Times, угрозы Греции по поводу дефолта давно не воспринимаются европейскими чиновниками всерьез.
Наиболее вероятным видится развитие событий в Греции без объявления дефолта, все так и останется на уровне угроз, предполагает аналитик. При этом кредиторы Греции будут настаивать на проведении жестких и непопулярных реформ, так как только они могут вывести страну из долговой спирали. Если же допустить возможность дефолта, на России напрямую он не скажется. Среди возможных косвенных последствий — высокая турбулентность на финансовых рынках и волатильность курса евро.
"Если кредиторы получат удар со стороны Греции, они будут менее склонны реструктурировать долги Украины и выделять ей новое финансирование, а это может сказаться на и без того непростой ситуации с возвратом украинских долгов России. Тем не менее и тут для России не будет никакого форс-мажора, учитывая небольшой объем украинского долга по сравнению с масштабом российской экономики", — говорит Вадим Иосуб о возможных последствиях. Долг Греции сегодня оценивается в 323 млрд евро, что составляет 175% ВВП.