Петербургский предприниматель Олег Жеребцов, создавая "Ленту" в середине 1990–х годов, не предполагал, что спустя 13 лет она войдет в топ–5 сетей в России.
Создатель
"Ленты" Олег Жеребцов из той категории бизнесменов, которые создавали свой бизнес с нуля, не участвуя ни в приватизации, ни в переделе бизнеса, ни в скупке предприятий. Он начал заниматься бизнесом еще со студенческих времен. В конце 1980-х — начале 1990–х годов, получая высшее образование в Горном институте, Олег Жеребцов занялся продажей ширпотреба. "Были спортивные костюмы, была помада, было женское белье, была какая–то, хоть никакая, валюта — финские марки и так далее. Мы занимались всем и вся, что можно было и что нельзя было делать в то переломное время", — говорил он в интервью в передаче "Бизнес–секреты с Олегом Тиньковым". Вспоминая начало бизнес–пути, Олег Жеребцов говорил: "Тогда, в 1988 году, мы никогда не знали, что будем строить компании и продавать их. Мы даже представить это не могли".
Первые гипермаркеты
Компания "Лента" была создана в октябре 1993 года. Именно тогда был открыт первый магазин–склад в формате cash&carry на ул. Замшина, где работали всего два кассовых аппарата. Он был рассчитан на оптового покупателя: владельцев кафе, ресторанов, мелкорозничных продавцов. Ассортимент состоял в основном из кондитерских изделий, алкогольной продукции, самых популярных сортов чая и кофе.
В 1999 году Олег Жеребцов решил создавать принципиально новые торговые комплексы под брендом "Лента". Начала происходить реорганизация: старые магазины закрываются в пользу строительства первого гипермаркета будущей сети "Лента".
Читайте также:
Новости
Сделано в Петербурге. "Группа ЛСР"
Знакомые Олега Жеребцова говорят о том, что он с любовью создавал свой бизнес, вникал во все процессы.
"Мы объездили 300 – 400 торговых комплексов по всему миру. Я сам излазил их на коленках: с линейкой измерял плинтусы, смотрел, какое освещение. Иногда даже доставалось за это. За границей меня прежде всего поразила минимальная численность сотрудников, работающих в одном торговом комплексе. Компиляция всех наших наблюдений и есть "Лента". Идеи надо впитывать, надо брать лучшее, иллюзий о том, что без этого можно обойтись, нет никаких", — рассказывал в 2002 году журналу "Эксперт" Олег Жеребцов.
Бизнес без основателя
Спустя 16 лет, в 2009 году, Олег Жеребцов вынужден был продать свое детище. На тот момент он владел только 35,4% долей компании (основным партнером был Август Мейер, владевший на тот момент 40%. — Ред.). Покупателями стали инвестфонды TGP Capital и "ВТБ Капитал".
Предприниматели, создававшие в 1990–х годах свой бизнес, не предполагали, что можно будет зарабатывать на его продаже. "Это другой источник доходов. Когда я увидел, что мультипликаторы оценки компании растут просто в геометрической прогрессии (5 или 8 лет назад), я был просто шокирован. Я не ориентировался на это при строительстве бизнеса. Мне просто нравилась динамика, скорость, потоки покупателей, ощущение воплощения идей, которые приносят какой–то результат и которые еще можно измерить в деньгах", — говорил Олег Жеребцов в интервью Олегу Тинькову в 2009 году.
Правда, корпоративный конфликт, который произошел в "Ленте" с 2008–го по 2011 год, сильно подкосил позиции компании. Спустя пару лет после завершения акционерных войн миноритарии говорят, что если бы не эти конфликты, то "Лента" сегодня была бы больше "Магнита". И грустят, что не реализовали в свое время намеченный план развития.
Тем не менее сегодня "Лента" входит в топ–5 крупнейших ретейлеров в России и управляет 114 гипермаркетами в 62 городах и 25 супермаркетами в Москве и Московской области (общая торговая площадь — около 739 тыс. м2). В 2015 году компания намерена увеличить выручку — на 34 – 38%, а также открыть еще 20 – 25 гипермаркетов и около 10 супермаркетов.