Сделано в Петербурге. Ретейл

Автор фото: Интерпресс

Именно в Ленинграде был открыт первый в СССР магазин самообслуживания, а спустя 29 лет в городе зародились первые сети.

В СССР первый большой продовольственный универсальный магазин самообслуживания был открыт как раз в Ленинграде — в сентябре 1970 года. Им стал универсам "Фрунзенский", расположенный в Купчино, на Бухарестской ул., 90. Название он получил по имени района, в котором находился. Открытие магазина такого формата стало революцией в советской торговле, так как до этого продажа товаров происходила исключительно через прилавок, а во Фрунзенском универсаме товары можно было брать с полок самостоятельно, не прибегая к помощи продавцов. Сегодня в этом здании открыт голландский супермаркет Spar, которые развивает по франшизе петербургская компания "Интерторг" (собственные сети "Народная семья" и "Идея").

Первые ретейлеры

Спустя всего лишь 25-30 лет страна изменилась до неузнаваемости, в Петербурге начали открываться первые сетевые магазины.
Первопроходцами в 1990-х годах стали предприниматели Олег Леонов с сетями "Мегамарт" и "Дикси", Олег Жеребцов с "Лентой" и Андрей Рогачев с "Пятерочкой". Сегодня все эти сети успешно работают на рынке, давно превратившись из локальных игроков в федеральных и входят в топ-5 российских ретейлеров. Формирование российской розницы происходило в 1990-х годах, в то время как в западных странах эти процессы начинались еще в 1960-х годах. Западная розница формировалась больше 40 лет, а российским ретейлерам, не имея особых знаний, приходилось этот путь проходить в гораздо более сжатые сроки.

Первопроходцы

Олег Леонов, создатель первой дистрибуционной компании в России "Юниленд" и первых сетевых магазинов, вспоминал, как привозил в Россию из США книги по бизнесу, сам их переводил, давал сотрудникам читать. "Я помню, в Лос-Анджелесе нас не сажали в самолет за перегруз, 60 кг я вытащил оттуда тогда", — вспоминал Леонов в интервью "Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым". В результате в свои 22 года Олег Леонов уже имел оборот розничной и дистрибьюторской компании в $400 млн.
Олег Жеребцов открыл первый магазин в 1993 году. Это был магазин-склад в формате cash&carry на ул. Замшина. В 1999 году Жеребцов, имея два небольших магазина "Лента" — на Тихорецком и Ленинском пр., принимает решение о создании в Петербурге сети принципиально нового формата под брендом "Лента". Будущий миллиардер делает реорганизацию: старые магазины закрываются в пользу строительства первого гипермаркета будущей сети "Лента" площадью 2,7 тыс м2. Его открытие состоялось в сентябре 1999 года на пр. Энергетиков.
В 1999 году решили создать розничные магазины Андрей Рогачев с Александром Гирдой. Партнеры занимались оптовой торговлей импортными консервами и йогуртами, но из-за кризиса 1998 года товары перестали продаваться, и будущие миллиардеры решили самостоятельно продавать в их розницу. Так родилась идея открыть собственные магазины под брендом "Пятерочка". Экономичный формат, в котором работала "Пятерочка", стал востребован покупателями, обедневшими после кризиса. В первый год работы было открыто 16 "Пятерочек" в Петербурге, а в 2001 году сеть уже вышла на московский рынок. В 2004 году "Пятерочка" насчитывала уже 100 магазинов в двух столицах. Причем компания Андрея Рогачева стала первой российской розничной сетью, вышедшей на IPO в Лондоне. Примерно в эти же годы и в других регионах России зарождаются будущие сети, в числе которых нынешний лидер российской продуктовой розницы "Магнит". В 1993 году будущий политик, нынешний губернатор Тульской области Владимир Груздьев, уволившись из Службы внешней разведки России, в 1993 году вместе с партнерами создал торговую компанию "Седьмой континент". Будущему миллиардеру удалось в те годы консолидировать большой портфель недвижимости из бывших советских универсамов. На этих местах он открывает магазины "Седьмой континент". В 1997 году в Россию приходит первая зарубежная сеть — турецкая "Рамстор", открыв в Москве первый магазин. В 2000 году в Подмосковье открывается шведский концерн ИКЕА и в 2001 году — гипермаркет немецкой компании Metro Сash & Сarry. Эксперты отмечают, что петербургские форматы сегодня легко масштабируются на другие регионы, в отличие, например, от московских, потому что изначально петербургские ретейлеры начинали работать в более жестких условиях (низкая платежеспособность населения, высокая конкуренция).