В Петербург привезли десницу Георгия Победоносца — православную святыню, хранящуюся на горе Афон. Однако вопреки ожиданиям приезд реликвии не собрал десятки тысяч желающих прикоснуться к мощам, как это было во время прибытия Даров волхвов или Пояса Богородицы.
В Петербург прибыла очередная легендарная православная святыня — десница Георгия Победоносца. Это мощи одного из самых почитаемых в христианском мире и в России святых. Он считается покровителем Москвы, а также воинов и земледельцев. По преданию, десница, хранящаяся в серебряном ковчеге, украшенная драгоценными камнями, исцеляет от болезней, исполняет желания и помогает в трудные минуты.
Обычно ковчег хранится в монастыре на греческой горе Афон, но в честь 70-летия Победы благотворительный фонд равноапостольного князя Владимира привез его в Россию. Стоит отметить, что создана эта организация всего несколько месяцев назад, в начале 2015 года. Руководит ею экс-губернатор Ярославской области Виктор Костин. За полгода своей деятельности фонд успел отметиться тем, что профинансировал фильм Аркадия Мамонтова "Победоносец", вышедший на телеканале "Россия" в начале мая.
В Петербург не в первый раз привозят почитаемые святыни из Греции. Чуть больше года назад благодаря Благотворительному фонду святителя Василия Великого, возглавляемому православным бизнесменом Константином Малофеевым, петербургские православные могли поклониться Дарам волхвов. А в 2011 году глава РЖД Владимир Якунин и его "Благотворительный фонд Андрея Первозванного" привозил в Россию частицу Пояса Богородицы. В обоих случаях реликвии вызвали огромный ажиотаж: очереди из верующих, желающих прикоснуться к святыне, в Москве, Петербурге и других городах растянулись на километры, а люди стояли перед входами в храмы по 12 часов на морозе. Толпы паломников позволили православным активистам и руководству РПЦ с гордостью говорить о возрождении православия в стране.
И в этот раз было бы ожидаемо увидеть такие же очереди, учитывая, какого масштаба реликвия прибывает в город. Да еще к юбилею Победы: как раньше говорил директор фонда Виктор Костин, доставка десницы в Россию — это со стороны афонских монахов дань уважения и признание подвига. Но большого количества верующих неожиданно не оказалось.
Отсутствовал на встрече святыни на Московском вокзале и губернатор Георгий Полтавченко, который Пояс Богородицы в свое время встречал в Пулково сам. Тогда, правда, был и Владимир Путин. Вместо Полтавченко Смольный представлял вице-губернатор Александр Говорунов, который, впрочем, ненадолго задержался у святыни и отправился заниматься мирскими делами. Делегацию епархии возглавил не митрополит Варсонофий, а епископ Царскосельский Маркелл.
Святыню доставили в Казанский собор, где она будет находиться еще 2 дня. Верующих должны были начать запускать в храм в 13 часов, когда его покинут все высокие гости, но в их отсутствие людей стали впускать гораздо раньше. Вдоль храма образовалась очередь, которая растянулась на 100-150 м. Люди понемногу прибывали, и уже казалось, что скоро у стен Казанского соберутся тысячи петербургских православных. Однако спустя час в очереди стояли всего около 100 человек, за которыми со скучающим видом наблюдали стражи порядка. Вокруг Казанского собора ходили два десятка волонтеров в красных накидках. В отсутствие людей им было нечего делать, и они собирались кучками в стороне, чтобы пообщаться.
Некоторые стоявшие в очереди не знали, как правильно надо поклоняться святыням, и просили инструкции от волонтеров. "А почему вход закрыт?" — спрашивала у охранника на центральном входе бабушка, пришедшая в храм. Узнав, что там святыни, она засеменила к очереди. Конечно, большинство людей пришли именно поклониться мощам Георгия Победоносца. Богобоязненного вида женщины распевали в очереди молитву, а другие обсуждали, что очередь учит смирению.
Правда, в очереди у Казанского собора верующие не смогли бы поучиться смирению, как год назад у Новодевичьего монастыря. Может быть, на количестве людей сказался будний день, когда у большинства еще работа кипит. Но, возможно, десятков тысяч горожан, ожидающих шанса поклониться святыне, нет из-за того, что десницу Георгия Победоносца не сопровождала такая мощная пиар-кампания, какая была и у Пояса Богородицы, и у Даров волхвов. Тогда только самое ленивое СМИ не писало о прибытии святынь в Россию. Интерес к святыням подогревался все время их пребывания в стране. "Очередь к Дарам волхвов достигает 1,7 км", "В Петербурге Дары волхвов встретили симфонией", "В очереди к храму Христа Спасителя стоят 20 тыс. человек". Такие заголовки можно было увидеть на всех интернет-ресурсах в январе 2014 года по несколько раз в день.
Неудивительно, что такая информационная кампания подогревала любопытство. Даже не особо верующие люди готовы были постоять несколько часов в очереди на морозе, чтобы понять, из-за чего, собственно, начался такой шум.
В этот раз такого интереса к путешествующей по стране деснице Георгия Победоносца не наблюдается. Конечно, в Интернете можно за пару кликов найти множество заголовков про приезд святыни в разные города, но об этом пишут в основном небольшие региональные издания. СМИ утверждают, что ее с 24 апреля уже посмотрело более 500 тыс. человек — и это по всей стране, когда год назад столько же людей пришло только в Москве.
"Во, а что это тут? Святыни? Ну, отлично! Смотри, какая небольшая очередь, давай посмотрим", — обсуждали прохожие. С вопросом, почему в Казанский собор не пускают через главный вход, к полицейским обратилась даже пара экскурсоводов, что опять-таки указывает на слабую информированность петербуржцев о приезде святыни. Может быть, отсутствие информационной поддержки связано с тем, что раньше на прибытии реликвий сказывался эффект новизны.
Конечно, это только первый день пребывания легендарных святых мощей в Петербурге, и, наверное, горожане еще потянутся в храм посмотреть на реликвии. Наверняка и Георгий Полтавченко рано или поздно все-таки приедет поклониться мощам своего тезки. Однако также нужно отметить, что, несмотря на возрождение православия в стране, успех такого мероприятия напрямую зависит от информационной поддержки. Без нее даже мощи по-настоящему легендарного и известного святого остаются без внимания.