РЖД в ответ на запрос порта Бронка о строительстве железнодорожной ветки за 1,8 млрд рублей то ли в шутку, то ли всерьез предложили инвестору соорудить магнитно-левитационную дорогу для перевозки контейнеров со скоростью 500 км/ч за 70 млрд рублей.
Застройщик порта Бронка — компания "Феникс", входящая в холдинг "Форум" Дмитрия Михальченко, просит РЖД построить второй путь железной дороги протяженностью 4,5 км от Ораниенбаума до станции Бронка стоимостью 1,8 млрд рублей.
Этот вопрос стал внеочередным на координационном совете по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти.
Прокладка второго пути решит острую для порта проблему увеличения пропускной способности железной дороги. Сейчас она может пропускать в гавань 2-3 пары поездов в сутки, а к началу 2016 года потребность порта возрастет до 10 пар поездов в сутки. Выход порта на полную мощность потребует отдельной ветки и даже железнодорожной станции. Аналогичный проект расширения железнодорожных подходов к Усть-Луге обошелся в десятки миллиардов рублей и растянулся примерно на 10 лет. Однако РЖД был одним из акционеров ОАО "Компания "Усть-Луга", и такие вложения были понятны.
Присутствовавший на совете вице-президент РЖД Вадим Морозов воздержался от публичных комментариев по поводу Бронки. А в приватной беседе с представителями застройщика, как стало известно "ДП", вполне серьезно предложил строить инновационную, магнитно-левитационную дорогу от Бронки до станции Владимирская (восточней Гатчины) протяженностью более 54 км. Стоимость 1 км пути подобной дороги $37 млн. Зато поезд сможет перемещаться по ней со скоростью 500 км в час.
На такие жертвы инвестор пока не готов пойти, так как не видит экономической целесообразности в перемещении контейнеров с такой огромной скоростью на столь малые расстояния. Предложения "Феникса" гораздо скромнее: 970 млн рублей на реконструкцию припортовой железнодорожной станции и еще примерно столько же на новую ветку.
Строительство инновационной дороги в России лоббирует бывший начальник Октябрьской железной дороги, экс-министр путей сообщения Анатолий Зайцев. Ранее он уговаривал РЖД и Смольный запустить магнитно-левитационный поезд в Пулково. Но эта идея не прижилась в умах чиновников Смольного. Тем не менее совсем недавно губернатор Петербурга Георгий Полтавченко посетил Александровский завод в Пушкине, который разрабатывает "летающую платформу" — как раз для той самой магнитно-левитационной дороги. Пресс-служба Смольного неожиданно оптимистично оценила перспективы этого инновационного транспорта: "Разработки ученых можно использовать для создания грузового и пассажирского транспорта на основе магнитной левитации. Также эти технологии позволят создать эффективную систему разгрузки и погрузки контейнеров в портах. В настоящий момент в качестве пилотного разрабатывается проект для порта Усть-Луга".
По данным СПАРК, ОАО "Александровский завод" принадлежит ЗАО "Царскосельский завод София". Последним, в свою очередь, на 45% владеет АО "БСК — Санкт-Петербург". Эта компания входила в холдинг "Балтийская строительная компания" известного предпринимателя Игоря Нейвельта. Часть акций "БСК-СПБ" ранее принадлежала Юрию Ковальчуку. Еще 25% ЗАО "Царскосельский завод София" принадлежит ООО "София", 20% — ООО "ЦЗ" и еще 10% — приходу Вознесенского собора.
Подобные проекты (небольшие экспериментальные отрезки путей) созданы в Германии, Франции и Китае. Однако пока новые технологии не находят широкого применения в развитых странах из-за высокой стоимости и отсутствия острой необходимости кардинально увеличивать пропускную способность существующих транспортных систем.