Члены семьи Александра Дрозденко, исполняющего обязанности губернатора Ленинградской области, строят терминал по перевалке нефтепродуктов стоимостью $100 млн и базу для судов в Усть–Луге. Экспорт топлива планируется начать уже в 2016 году.
Компания "Усть–Лужская ПТК" строит собственный терминал для перевалки нефтепродуктов мощностью 1,6 млн т в год. Инвестиции в проект оцениваются в $100 млн. Половина акций компании принадлежат родственникам врио губернатора Ленобласти Александра Дрозденко: его жене Ирине Дрозденко и Жанне Гешеле, жене его двоюродного брата и главы муниципального образования Кингисеппского района Виктора Гешеле. Другой половиной Усть–Лужской ПТК владеет выходец из компании "Меретех", которая тоже работает в Усть–Луге, Марк Мельников. Жанна Гешеле успешно развивает и другие проекты, которые она более 8 лет назад начинала вместе с Ириной Дрозденко.
Совместные инвестиции
Строящийся терминал появится на территории Усть–Лужской ПТК площадью 8,7 га в устье реки Луга рядом с портом Усть–Луга. Кроме цехов, склада, пирса и котельной, по данным "Делового Петербурга", на площадке уже построена береговая нефтебаза с примитивной нефтеперерабатывающей установкой, так называемый "самовар".
Работу терминала облегчит действующая ветка железной дороги. Также в планах инвесторов — оборудование современной судоремонтной установки, организация базы для маломерных судов и клуба для отдыха моряков.
Стоимость реализации проекта опрошенные "ДП" эксперты оценили в $100 млн, срок выхода на самоокупаемость — 3–5 лет, последующая прибыль — около $50 млн в год. Значительную часть стоимости проекта составят дноуглубительные работы. Их, скорее всего, проведет ФГУП "Росморпорт". В самом ФГУП подтвердили его участие в данном инвестиционном проекте, но подробности раскрыть отказались. По данным "ДП", речь идет о государственно–частном партнерстве, в рамках которого все расходы будут возмещаться инвесторам за счет бюджета "Росморпорта".
Проект будущего терминала по заказу Усть–Лужской ПТК разработало ЗАО "Ленгипроречтранс". Там подтвердили, что Усть–Лужская ПТК — их клиент, но комментировать проект без разрешения заказчика отказались. Оценивавшие проект эксперты также предпочли сохранить анонимность.
В неофициальной беседе представители фирм, работающих в порту Усть–Луги, говорят, что подготовка к строительству терминала идет не первый год. Активной стройки соседи компании пока не замечали.
На волне успеха
В каких долях инвесторы будут вкладывать деньги в строительство терминала, не разглашается. По данным источника "ДП" в компании, ее совладелицы Ирина Дрозденко и Жанна Гешеле инвестируют значительную часть необходимой суммы. Свои деньги вкладывает и гендиректор Марк Мельников.
По итогам 2014 года Ирина Дрозденко задекларировала доход в размере 5,6 млн рублей. В ее собственности земля площадью 4,6 тыс. м2, жилой дом, квартира, парковочное место и машина Range Rover Sport. Обнародованный оборот других компаний Жанны Гешеле не достигает и 500 млн рублей. Марк Мельников, судя по данным СПАРК, крупным бизнесом ранее не занимался.
Получить комментарии Жанны Гешеле и Марка Мельникова не удалось. В аппарате Александра Дрозденко заявили, что Ирина Дрозденко не участвует в оперативном управлении Усть–Лужской ПТК уже несколько лет и не получает прибыль от деятельности компании.
Усть–Лужская ПТК была небольшой фирмой, рассказывают ее бывшие партнеры из таких компаний, как ПГ "БФ Балтик", ранее поставлявшей ей металлопрокат.
Ирина Дрозденко получила 25% компании в 2010 году. По данным ЕГРЮЛ, ранее совладельцем фирмы являлся и двоюродный брат Александра Дрозденко Виктор Гешеле, недавно вошедший в резерв управленческих кадров президента РФ Владимира Путина от Ленобласти.
В последние годы постоянным заказчиком Усть–Лужской ПТК стала Кингисеппская таможня.
Ирина Дрозденко начала заниматься портом Усть–Луга больше 10 лет назад. Когда в 2002 году Александр Дрозденко был мэром Кингисеппского района, она руководила группой общественников–активистов, которые следили за влиянием строящегося порта на природу.
Большие конкуренты
Для порта Усть–Луга перевалка нефти и нефтепродуктов является основным двигателем роста. По итогам января–апреля 2015 года перевалка грузов здесь выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,5%, до 28 млн т. Сегодня в порту работают два наливных терминала: нефтяной ООО "Невская трубопроводная компания" (аффилирована с "Транснефтью") и нефтепродуктовое ОАО "Усть–Луга Ойл" (входит в холдинг Gunvor).
По сравнению с ними проект Усть–Лужской ПТК — совсем небольшой. Для успеха инвесторам Усть–Лужского ПТК понадобится серьезный административный ресурс, отмечают эксперты. Все бункеровочные базы на Северо–Западе постепенно переходят под контроль "Газпромнефти" и "Роснефти", отмечает Алексей Безбородов, глава агентства Infranews, много лет проработавший в петербургском портовом бизнесе.
Деловое разнообразие
Проект в Усть–Луге — не единственный бизнес, связанный с Ириной Дрозденко. Так, в мае в Кингисеппе открылся финский магазин "К–Раута", зарегистрированный на ООО "Бонус". До продажи финской компании Kesko это ООО долгое время принадлежало Жанне Гешеле, а до этого — Ирине Дрозденко. Однако представители Дрозденко сообщили "ДП", что она сейчас не имеет никакого отношения к выходу "К–Раута" на рынок Кингисеппа.
Кроме того, Ирина Дрозденко является совладелицей ООО "Сфера", которое управляет боулингом в Кингисеппе. На базе клуба проводятся областные соревнования, работает ресторан. Эти доходы отражены в декларации жены врио губернатора Ленобласти, сообщили в аппарате Александра Дрозденко.
Жанна Гешеле развивает и девелоперский бизнес — ООО "Кингисеппская домостроительная компания" (КДСК, учрежден Ириной Дрозденко в 2002 году, по данным СПАРК, хотя представитель Дрозденко отрицает этот факт). Помимо строительства коттеджных домов у КДСК есть свой завод по производству стройматериалов в Кингисеппе: несъемной опалубки, бетона и железобетонных конструкций. Бетон и ЖБИ фирма поставляла и в Усть–Лугу, на строительство и ремонт портовых терминалов.
“
Нефтепереработку, которую может запустить Усть–Лужская ПТК, называют даже не "самоваром", а "блендером" для смешивания нефтепродуктов. С государственной точки зрения проект ненужный. Инвестору же будет сложно договориться о поставках продуктов для блендирования. Интересно будет посмотреть и на то, как он будет выживать в ситуации, когда треть рынка занимает "Роснефть–бункер", еще треть — "Газпромнефть–бункер", а оставшуюся треть — независимые поставщики, среди которых нет места сторонним компаниям. Эта история больше похожа на какую–то авантюру.
Алексей Безбородов
глава агентства Infranews