Финское школьное образование считается одним из лучших в мире. Не по объему получаемых знаний, а по тому, как школьники могут эти знания применять в жизни. Много времени отводится труду и искусству, оценки – это личное дело школьников, а чиновники не имеют права проверять учителей.
Финские дети идут в школу с 7 лет. И это обязательно. С августа 2015 года обязательным будет посещение и садиков с 6 лет. Как рассказывает советник по образованию Национального управления образования Финляндии Кристиина Волмари, сейчас детские сады посещают 98% шестилеток. И задача нововведения – привлечь оставшиеся 2%. Как правило, это дети из семей мигрантов, из семей со сложным материальным положением. И обязательный дошкольный год нужен не для того, чтобы как можно раньше научиться писать или читать, а для развития социальных навыков.
Главным принципом является равенство образования для всех. Обеспечить его, конечно, нелегко, но финны очень стараются. Например, в Финляндии нет отбора при поступлении в общеобразовательные школы: 85% детей в Хельсинки учатся в ближайшей к дому школе. Главная причина, по которой родители могут выбирать другую школу, – иностранный язык: если родители хотят, чтобы ребенок учил, например, русский, а не испанский язык. Но власти стремятся предотвратить "школьный шоппинг".
В финских школах детей не делят по уровню одаренности. Например, 1-й и 2-й класс часто могут учиться вместе, это позволяет ученикам осваивать школьную программу в своем темпе. Первые 5 лет вообще не ставят оценок, да и в целом количество экзаменов и тестов стараются сокращать. Существует внутреннее тестирование, в котором принимают участие примерно 15% учащихся – его результаты нужны скорее для оценки работы учителей: смогли ли они донести до учащихся материал. Единый национальный экзамен проводится только в 19 лет, после окончания гимназии, – для тех, кто собирается поступать в университет.
В этом году в Финляндии вступают в действие новые учебные планы (их пересматривают раз в 10 лет), и в них больше часов отводится на искусство, труд, а не на академические предметы.
Ступени образования
Начальная школа длится 6 лет – все это время 13 предметов ведет один учитель, включая физкультуру, музыку и рисование. Еще 3 года общеобразовательной школы идет с учителями-предметниками.
Более 90% учащихся сразу после окончания 9 классов идут в гимназии и профессиональные учебные заведения. Те, кто хочет получить высшее образование, поступают в гимназию – по результатам оценок в аттестатах, а не экзаменов. В особо популярных гимназиях, особенно специализированных, есть конкурс при поступлении. Программа обучения здесь рассчитана на 3 года, но ее можно пройти за 2 или за 4 года, в соответствии с самостоятельно выбранным темпом. Обучение здесь ведется в модульной форме, можно выбирать часть предметов. 3 недели школьники изучают определенные модули, а затем следует неделя контрольных и зачетов.
Примерно половина детей выбирает профессиональное образование – это может быть и профучилище, и обучение непосредственно на производстве.
Профессиональной ориентации уделяется немало внимания. По всей Финляндии сейчас действует проект Yrituskyla ("Деревня профессий"), где дети играючи узнают, как работают банки, почта, магазины, различные предприятия. В течение 10 учебных часов они в школе изучают теорию, а затем 1 день посвящен "игре", где каждый занят какой-нибудь работой. Проект начался в 2010 году с 800 школьников, а в 2014-2015 годах уже охватывает 40 тыс. шестиклассников (70%) по всей стране. К концу года в нем будут принимать участие уже 100% школьников 12-13 лет. С проектом сотрудничают около 20 финских компаний, в 2014 году он был признан наилучшим инновационным образовательным проектом в Европе.
В Финляндии два государственных языка: финский и шведский. На шведском учатся примерно 5% школьников, а в Лапландии можно учиться на саамском языке. Дети, приехавшие из других стран, 1 год учатся в подготовительном классе, а затем переходят в обычный. Интеграция начинается с практических предметов.
Большой резонанс вызвало сообщение о том, что в Финляндии решено отказаться от "письма" и заменить его "печатанием". Тут свою роль сыграла неточность перевода: на самом деле это вовсе не означает, что у финских школьников полностью отберут ручки и тетрадки и выдадут компьютеры. Отказаться решено от прописных букв: обучение завитушкам, соединениям между буквами и прочей каллиграфии отнимает слишком много времени, тем более что большинство этим потом в жизни не пользуется, говорят сторонники реформы. Противники же настаивают, что уроки чистописания помогают развивать мелкую моторику.
А вот уроки религии отменять никто пока не собирается, несмотря на то что подобные предложения постоянно поступают. Они проводятся в соответствии с вероисповеданием учеников, а для тех, кто не придерживается никаких религиозных взглядов, проводятся уроки этики.
Неформальное отношение
В финских школах нет никакой формы или делового стиля. Более того, в младших классах сложно увидеть девочку в юбке, стандартная одежда финской девочки – леггинсы и туника. А как еще удастся быстро надеть комбинезон, ботинки и выбежать на перемене на улицу? Ведь в начальной школе почти все перемены ученики проводят на улице, в любую погоду. В старших классах с одеждой тоже никто особенно не заморачивается. Ученики из России говорят, что в Финляндии вообще не принято обращать внимание на внешний вид других людей – это могут счесть даже невежливым. В этом есть свои недостатки: говорят, финские мужчины редко делают комплименты, но это к теме образования уже не относится.
Школьное образование полностью бесплатно. Бесплатны учебные пособия, школьный автобус (или такси), если добираться до школы достаточно далеко. Бесплатно школьников кормят обедом. Как правило, в него входят горячее блюдо, салат, хлеб и кефир или молоко.
Под собственным контролем
"Мы хотим вернуть в школу радость", – подчеркивает Кристиина Волмари. И, конечно, без экзаменов и оценок радости от обучения больше. У учителей, в свою очередь, больше радости от того, что их почти никто не контролирует. 25 лет назад в Финляндии отменили проверку школ извне – теперь школы должны проверять себя сами, причем государством никак не регламентируется, каким именно образом.
Учебные планы общие для всей страны – но каждая школа может сама решить, как ей выстраивать учебный процесс, в каком порядке давать программу ученикам.
Не навязываются "сверху" и конкретные учебники, от государственного регулирования в этой сфере также отказались 25 лет назад. Теперь производство учебных пособий происходит на рыночной основе, между издательствами существует настоящая конкуренция за право поставлять школам учебники, так как это стабильные и объемные заказы.
Лучшие из лучших
Улучшить качество школьного образования в Финляндии позволило повышение престижа профессии учителя, особенно младших классов. Сейчас она считается очень уважаемой в обществе и популярной. Профессор Яри Ларвонен, заведующий кафедрой обучения учителей Университета Хельсинки, рассказывает, что в прошлом году 120 студентов, которые хотят стать учителями начальных классов, были отобраны из 3 тыс. претендентов. Чтобы стать учителем, приходится пройти двухступенчатый отбор: по баллам из итогового аттестата и результатам вступительных экзаменов, главной частью которых является интервью – на нем выясняется, насколько абитуриент готов стать учителем.
Около трети всего учебного времени отведено для практики непосредственно в школе – это около 7 недель в году. В Финляндии создана система тренировочных школ, где студенты ведут уроки под присмотром дипломированных учителей.
Преподавать даже в начальных классах идут те, кто получил степень магистра. "Практически все выпускники находят работу", — отмечает Яри Ларвонен. Нельзя сказать, что зарплаты у учителей высокие, скорее, их можно назвать соответствующими среднему размеру по стране – это около 2,5 тыс. евро в месяц.
В школах, кстати, достаточно много – по сравнению с Россией – учителей-мужчин, и их число растет по мере взросления учеников. Если в начальных классах примерно 80% учителей – женщины, то в гимназиях их уже примерно 50/50.
Выпускники финских гимназий и училищ успешно поступают в университеты по всему миру – вольности во время учебы не мешают усваивать знания, а наличие практических навыков в профессии – большой плюс для будущего специалиста.