Законопроект о переносе выборов внесен в Госдуму, но никаких ответов на вопрос зачем авторы так и не дали. Считается, что перенос выборов преследует некие "конституционно значимые цели". Спешка, в которой редактировался документ, приводит к тому, что теперь, видимо, придется переносить еще и даты голосования в регионах.
В конце минувшей недели в Госдуму внесен проект поправок в закон "Об основных гарантиях избирательных прав...", предполагающий перенос выборов в Госдуму. В пояснительной записке упоминается, что должны быть еще и поправки в закон "О выборах депутатов Госдумы", но их текста еще нет. Как рассказал журналистам глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, в них будет прописана дата выборов — третье воскресенье сентября 2016 года, — а также указаны компенсации, или как выразился Владимир Плигин, "определенные гарантии" депутатам действующего созыва, сокращающим срок своих полномочий. Заключение правительства положительное, сказал он.
Интересно, что в финансово-экономическом обосновании к этому законопроекту сказано, что дополнительных расходов из федерального бюджета не потребуется. А в обосновании к поправкам в закон о выборах, сообщил Владимир Плигин, указано, что размер компенсаций может составить до 713,7 млн рублей (это если не переизберется ни в Госдуму, ни в региональные парламенты ни один депутат из 450). Таким образом, за непереизбрание депутату будет полагаться примерно 1,5 млн рублей.
Поправки же, уже внесенные, вычеркивают из закона "Об основных гарантиях..." пункты о совмещении региональных выборов с выборами в Госдуму и, наоборот, устанавливают, что они совмещаются с региональными. Бросается в глаза деталь — в документе, выложенном на официальном сайте Госдумы, слово "третье", там, где речь идет о третьем воскресенье сентября, впечатано совершенно другим шрифтом и в самом тексте, и в пояснительной записке. Вышло совсем загадочно, потому что в итоге стало утверждаться, что думские выборы совмещаются с единым днем голосования, "который является третьим воскресеньем", хотя единый день голосования — именно второе воскресенье сентября, так записано в законе.
Выглядит это так, как будто документ был внесен и уже после слово "второе" было замазано, а поверх, на печатной машинке, было вписано "третье". Ну и теперь совершенно непонятно, когда же у нас в 2016 году будут проходить выборы, потому что по смыслу поправок единый день теперь тоже нужно переносить на неделю.
Идею переноса выборов парламентарии вынашивают уже довольно давно, но удивительно вот что — пояснительная записка к законопроекту, подписанному Сергеем Нарышкиным, Владимиром Жириновским, Сергеем Мироновым и Владимиром Васильевым, абсолютно пустая, она поясняет лишь, что да, предусматривается возможность совмещения выборов Госдумы с единым днем голосования. Никаких мотивов, аргументов и так далее в пользу переноса нет. То есть те причины, которые наспех озвучивали депутаты раньше, например, про то, что бюджет-де вдруг должны принимать уже новые депутаты, самими авторами признаны настолько неубедительными, что их даже не стали упоминать в пояснительной записке.
Конечно, внесение такого законопроекта без пояснений, зачем и почему все это делается, является просто издевательством. Просто потому что.
Комитет Владимира Плигина одобрил в понедельник запрос в Конституционный суд — "по вопросу о возможности в конституционно значимых целях однократного сокращения в месячном выражении срока, на который избиралась Госдума действующего созыва", сказано в запросе. Парламентарии, проще говоря, спрашивают одобрения КС, потому что сроки полномочий Госдумы прописаны в Конституции РФ. Пока ни один эксперт не понимает, как тут можно вывернуться: Конституция гласит, что Госдума избирается на 5 лет, что на первое заседание она собирается на 30-й день после избрания, если раньше заседание не созовет президент, и что с момента начала работы нового созыва прекращаются полномочия предыдущего.
Владимир Плигин говорит о "конституционно значимых" целях, и это пока единственный намек на мотивацию. Конституционно значимые цели, что бы это ни значило. Судьи, наверное, могут заявить, что первое заседание и начало работы — разные вещи, но это, пожалуй, только еще больше запутает ситуацию. Ну или, допустим, сказать, что 5 лет — это такой условный срок, а на самом деле вполне можно считать 5 лет приблизительно, плюс-минус.
Коммунисты оказались единственными, кто не подписался под инициативой — лидер КПРФ Геннадий Зюганов не решился пойти против большинства региональных руководителей собственной партии, хотя замена даты со второго на третье воскресенье сентября явно было попыткой склонить его к компромиссу. Сейчас в компартии обещают тоже обратиться в Конституционный суд. Но хотя эта ситуация показывает, что определенная "красная линия" в компартии существует, Геннадий Зюганов скорее отыгрывает роль. Коммунисты уверяют, что перенос выборов задуман для того, чтобы помешать именно им, но вряд ли их результат на выборах так уж сильно будет зависеть от того, что им дадут пару дополнительных недель. В одномандатных округах КПРФ успехами похвастаться не может уже давно, да и больших проблем властям они не создают. Например, в Госдуме еще с прошлого года лежит проект о вотуме недоверия правительству, под которым коммунисты собрали подписи, но так и не вынесли на рассмотрение.
Уже через 4 дня, 19 июня, Госдума собирается рассмотреть поправки в закон "Об основных гарантиях..." в первом чтении, не дожидаясь решения КС. Что должно указывать на то, что мнение суда на самом деле либо вовсе не имеет значения, либо предсказуемо уже сейчас.