Чем чреваты изменения в системе строительного госзаказа

Автор фото: photoexpress

Генеральный директор НП "Объединение строителей Петербурга" Алексей Белоусов рассказал "ДП" о кризисных изменениях в отрасли, дал прогноз по замене системы СРО на строительные лицензии, объяснил, почему работа над "дорожной картой" для отрасли напоминает заевшую пластинку и чем чреваты изменения в системе строительного госзаказа.

Алексей Игоревич, дайте оценку нынешнему инвестиционному климату в Петербурге.

— Мы в эпицентре экономических проблем — и страна, и город. Одним словом, кризис. Но в Петербурге ситуация с инвестициями усугубляется не первый год. Корень проблемы в том, что правительство города не уделяет проблеме должного внимания. Была целая череда неэффективных реформ в инвестиционной сфере. Простой, но показательный пример — такое понятие, как "стратегический инвестор", фактически не работает.

Почему?

— Инвестор, вкладывающий в экономику города более 1,5 млрд рублей, имел преференции. Мог, например, вынести на обсуждение в рамках ежемесячных встреч с руководством комитета по инвестициям любые проблемы, связанные с реализацией проекта. Теперь же такой возможности у инвесторов нет. Проекты стоят.

Но есть же инициативы, направленные на поддержку бизнеса. Тот же договор крупных застройщиков с городом о добросовестной работе в кризис…

— Застройщики действительно подписали такое соглашение в марте. Рассчитывали на эффективный диалог и взаимопонимание с властью и на преференции — в первую очередь снижение налоговой нагрузки и отсрочку уплаты средств на социальную инфраструктуру. Но соглашение так и не было отражено в конкретных правовых актах — ни один документ не подписан. Все идеи так и остались простым сотрясением воздуха.

А "одно окно", обещанное инвесторам городскими властями, создано?

— Регламент одного окна при сопровождении новых и текущих инвестпроектов строители ждали очень давно. Он должен стать ключевым инструментом снижения административных барьеров. Но вместо конкретных предложений, в том числе по оказанию помощи бизнесу в прохождении документов по инстанциям, инвесторы получили перечень ведомств, в которые необходимо обращаться. Понимаете, нам дали не регламент, а справочник. Спрашивается — зачем?

А на каком этапе ситуация с разработкой "дорожной карты" для строителей Петербурга?

— К сожалению, новелла с "дорожной картой" стала какой–то заевшей пластинкой. Первый вариант этого документа мы показали властям города 2,5 года назад. Если бы все пошло как планировали, уже сегодня сроки реализации многих строительных проектов сократились бы вдвое. Но они не сократились даже на месяц! Не был принят ни один нормативно–правовой акт, направленный на решение этой проблемы.

Вроде в апреле этого года губернатор дал поручение комитету по градостроительству и архитектуре реализовать принцип единого окна при подготовке проектов планировки и межевания территории (ППТ и МТ)…

— Было такое. Но, к сожалению, на последующие совещания по этому вопросу представителей строительного сообщества не пригласили. В результате постановление о порядке подготовки ППТ и МТ вышло в той самой редакции, которую строители активно критиковали. И так в решении большинства вопросов — сплошной замкнутый круг.
А потом мы удивляемся, почему в Петербурге самые высокие административные барьеры в строительстве среди всех российских регионов. Потому что их никто не снижает.

А что вы думаете о корректировке генплана?

— Это одно из знаковых событий для отрасли. Срок действия нынешнего генплана истекает в этом году. Так что тянуть с принятием нового документа просто некуда. Изменения вносились в течение полутора лет. Их было более 2,5 тыс. Но среди принятых поправок нет революционных идей. Они в основном носят косметический характер — уточняют высотные параметры, функциональное зонирование, какие–то технические моменты.
При этом генплан не затронул принципиальные вопросы развития города — не стал дополнительным инструментом улучшения инвестиционного климата, не решил проблемы транспортной инфраструктуры… Его главный недостаток — отсутствие глобальной цели, той сверхзадачи, к которой должен стремиться в своем развитии любой мегаполис. Как бы там ни было, застройщики готовятся работать по новым правилам.

Как вы оцениваете изменение региональных нормативов градостроительного проектирования (РНГП)?

— Знаю, что подготовлено постановление правительства города, которое во многом изменит принципы, а главное — количественные показатели градостроительной деятельности.
Переход от закона к нормативно–правовому акту позволит более эффективно изменять основные позиции этого документа. Ведь на старте предусмотреть все последствия применения закона на практике невозможно. А так можно будет более конструктивно влиять на ситуацию.

Что изменилось в городе с уходом строительного вице–губернатора Марата Оганесяна? И какие задачи придется в первую очередь решать его преемнику?

— Серьезных изменений не произошло. А задачи те же, что и раньше: как можно быстрее вникнуть в проблемы отрасли и приступить к их реализации. Это сложно. Особенно если учесть, что вице–губернатор Игорь Албин, взявший строительную отрасль под контроль, параллельно курирует и другие направления городского хозяйства — дороги, благоустройство, охрану памятников…

Вы считаете, что такой разброс снижает эффективность работы?

— На мой взгляд, работа профильного вице–губернатора будет максимально эффективной только при условии детального погружения в проблемы строительного комплекса как автономного блока.
Ведь в строительной отрасли города занято более 300 тыс. человек, которые ежегодно возводят около 3 млн м2 недвижимости. Стройка и сопредельные бизнесы обеспечивают около 20% поступлений в городской бюджет.
Это очень большое хозяйство, которое заслуживает особого внимания.

Часть полномочий комстроя отдали комитету по инвестициям. Это плюс или минус для отрасли?

— Я в целом поддерживаю идею передачи комитету по инвестициям функций по подготовке инвестпакетов для строительных проектов. Но повторюсь — в последнее время резко сократились возможности компаний выходить на диалог с руководством города и оперативно решать те или иные проблемы. А данный комитет вообще занимает пассивную, индифферентную позицию в этом вопросе. Хотя ситуация в экономике страны и города требует активных действий и быстрых решений. Если город не будет готовить инвестиционные пакеты или будет это делать заторможенно, инвестиционный климат усугубится.

Как повлияла на строительный рынок города негативная экономическая ситуация в стране?

— У большинства городских застройщиков есть собственная "стратегия и тактика выживания" на случай кризиса. Так что экономические потрясения отрасль преодолевает довольно спокойно.
Провалов, как в кризис 2008 года, не было и нет. В какой–то мере этому способствовал резкий спрос на жилье в конце прошлого года, за который надо благодарить девальвацию рубля.
Но, несмотря на ажиотажный спрос, строители не стали поднимать цены на квартиры. Они выбрали другую тактику — продать как можно больше квадратных метров, чтобы создать своеобразную "подушку безопасности".
Эта тактика позволила многим продолжить работу в нормальном режиме и финансировать объекты, не прибегая к грабительским банковским кредитам.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок в этом году?

— Ожидания застройщиков по снижению объемов ввода жилья в этом году на 15 – 20% по отношению к показателям 2014 года в целом сбываются. Но это снижение оправданно и критическим для отрасли не станет.
Меры господдержки ипотечных программ уже оказали строителям серьезную помощь. Показатели строительства и продаж жилья стремительно приближаются к докризисным.
Так что мой прогноз оптимистичный. Рынок достаточно устойчив и переживет кризис без существенных потерь.

По рынку все активнее ходят слухи о возможной скорой отмене саморегулирования в строительстве…

— К сожалению, это вполне возможно. А все потому, что профессиональному сообществу пока не удается выполнить главное требование Минстроя для сохранения системы СРО — очистить свои ряды от коммерческих фирм, торгующих допусками.

Возвращение к лицензированию в строительстве спасет отрасль?

— Лицензии отменили 5 лет назад. И их возврат, на мой взгляд, станет шагом в прошлое.
Да и порядок на рынке это не наведет. Тем же коммерческим СРО это только на руку. Они быстро переквалифицируются в посредников по выдаче строительных лицензий и будут прекрасно себя чувствовать.
Но подготовка к переводу системы на новые рельсы — лицензионные — действительно идет. В принципе, написать и принять соответствующий закон можно за пару недель. Нужна только политическая воля.

А нужна ли дополнительная сертификация подрядчиков строительного госзаказа?

— Пока никакой дополнительной сертификации для таких строителей нет. Но Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) готовит проект закона о строительном подряде для госнужд, где есть пункт о выдаче квалификационных свидетельств компаниям–претендентам. Они позволят отсекать от участия в конкурсе недобросовестные фирмы, состоящие, например, из директора и бухгалтера в одном лице.

В последнее время обсуждается вариант изменения системы госзаказа. Торги хотят проводить не на понижение цены, а на повышение. Как вам такая идея?

— Деньги для этих целей придется изымать из оборота, класть на какой–нибудь депозит и замораживать. Причем средства заемные, а не собственные. Поэтому условие торгов на повышение может пагубно повлиять на бизнес строительных организаций. Спросите, как же бороться со сбоями в работе по госконтрактам? Мне кажется, нужно просто внимательно следить за исполнением договора. И, не дожидаясь "перитонита", разрывать контракт при появлении замечаний по качеству и срокам.
При этом контракт можно передать без дополнительных тендеров — фирме, занявшей в конкурсе второе место.
Но позиция власти однозначно должна быть жесткой.

Биография

Алексей Белоусов

> Родился 4 января 1957 года. Окончил Военную академию связи, Международный банковский институт и юрфак СПбГУ.
> С 1990 по 1998 год руководил предприятиями строительной отрасли. С 1998 по 2007 год и с 2009 по 2011 год — депутат ЗС СПб.
> С 2008 года — гендиректор НП "Объединение строителей Петербурга". Координатор НОСТРОЙ по СПб.