Ложечки нашлись, а осадочек остался

 

Вкризис остро стоит вопрос репутации застройщика, и в каком–то смысле цена репутации "считаема". Девелопмент недвижимости — очень капиталоемкий бизнес, для которого финансы — это не вспомогательная деятельность, а основной ресурс. Цена привлечения этого ресурса во многом определяет экономический успех реализуемых проектов. Если у тебя хорошая репутация на рынке, если тебе доверяют, то банки тебе дают кредиты под разумные проценты, дольщики инвестируют сбережения в твои проекты, тебе достаются хорошие заказы, и даже подрядчики готовы работать с тобой за меньшие деньги.
Кризисы бывают разные, но, наверное, главный признак любого — это то, что ты оказываешься в ситуации, когда не можешь по объективным причинам выполнить то, что обещал. Просто оказывается недостаточно ресурсов. Если возвращаться к 2008–2009 годам, сложности большинства застройщиков были связаны с тем, что банки не только перестали выдавать новые кредиты, они стали отзывать ранее выданные. Естественно, когда у тебя одновременно есть задача и достроить дом для 400 семей, и вернуть банку кредит, ресурсов на это не хватает.
Мы в свое время сделали выбор в пользу того, чтобы направить ликвидные ресурсы на завершение проектов. Не все застройщики поступили так же. Кто–то, напротив, заморозил строительство проектов на годы, зато удовлетворил требования финансовых кредиторов.
Но кризисы не были бы так страшны и разрушительны, если бы при этом не находились отдельные, назовем их так, хозяйствующие субъекты, заинтересованные в том, чтобы половить рыбку в мутной воде — воспользоваться текущими сложностями для передела активов. Если бы не было попыток прибрать к рукам активы по дешевке, подавляющего числа банкротств девелоперов удавалось бы избежать.
Многие называют ошибкой чрезмерную закредитованность проектов. Это не так однозначно. Есть объективная реальность, которую диктует отрасль: если ты выбираешь слишком консервативный подход и строишь в основном "на свои", в то время как твои конкуренты растут за счет привлечения кредитов, то тебя рано или поздно просто выдавят с рынка…
Восстанавливать репутацию, конечно же, крайне сложно. Это человеческая природа: как в том анекдоте, мало кого интересует, что "ложечки потом нашлись", осадок остается на годы. Единственный способ — это продолжать поступать по совести, тогда со временем все станет на свои места.
Вкритической ситуации нужно поступать по совести. В любом кризисе огромное значение имеют не столько объективные, сколько субъективные, поведенческие факторы — когда все ждут, что банк вот–вот лопнет, банк, скорее всего, обанкротится, поскольку все вкладчики начинают снимать деньги с депозитов. Риски дольщиков и риски крупных кредиторов в такой ситуации несопоставимы. Дольщики рискуют своими последними сбережениями, у них нет дорогих юристов, у них нет свободы маневра, которая есть у финансовых учреждений. У банков, напротив, практически всегда есть возможность реструктурировать обязательства девелопера, подождать, дать ему достроить объект, выйдя из проекта с прибылью в итоге.