Российские золотодобывающие компании теряют привлекательность. Обострившаяся в период санкций проблема регулирующего и налогового законодательства уже привела к снижению инвестиций, сказывается и рост тарифов. Участники рынка ждут большого количества слияний и поглощений мелких и средних игроков.
Информацию для обзора золотодобывающей отрасли за последние 2 года специалисты Ernst&Young готовили уже после введения санкций, однако до декабрьского обвала рубля. Тем не менее опрос ключевых игроков лишний раз обнажил проблемы отрасли, большая часть которых не отличается, например, от нефтяного сектора — несовершенство налогового и регулирующего законодательства, низкая производительность труда и так далее. В опросе приняли участие 12 ведущих игроков рынка (и публичные, и непубличные компании), половина из них — лидеры по добыче и запасам, у второй половины показатели относительно низкие. У 64% респондентов большая часть акционеров — российские.
Россия в зависимости от методики подсчета занимает второе или третье место по объемам запасов золота — 12,9 тыс. т на 1 января 2014 года, согласно данным Государственного баланса запасов. Конкурирующий за вторую позицию сосед — Китай. По объемам добычи на Россию приходится 9% в мире, она занимает второе место после Китая, у которого 15%, за третье место с Россией конкурирует Австралия. Нужно отметить, что по оценкам аналитиков 35% мировой добычи приходится на "прочие страны".
В целом отрасль пока продолжает расти — в прошлом году, по данным Союза золотопромышленников, в России добыли на 13,2% больше, чем в прошлом году, — 288,5 т. Не все представители первой двадцатки равномерно наращивали объемы. Скажем, у лидера рынка Polyus Gold Int. (22,8%) рост составил всего 2,7%, у занимающего четвертую строчку с долей в 8,4% Petropavlovsk Plc отметили падение на 16% — до 19,4 т с 23,1 т. Падение стало таким значительным из-за продажи компанией горнодобывающего комплекса "Берелех", который в составе ООО "Колыманефтепродукт" в 2014 году добыл 2,1 т, уточняет автор исследования. А вот стоящие на второй и третьей строчке Polymetal Int. и ЗАО "Чукотская ГГК" (входит в Kinross Gold) выросли на 21,2 и 25%.
Рост происходил на фоне обвала среднегодовых цен на золото с пика в 2012 году (больше $1600 за тройскую унцию) почти до $1200 в прошлом году. В сентябре 2012 года на нью-йоркской бирже золото торговалось за $1771,72. Сегодня на нью-йоркской товарной бирже за тройскую унцию дают $1178,8. Однако компании, работающие в России, падения долларовой цены не почувствовали из-за резкого ослабления рубля. Это заметно повысило и конкурентоспособность большинства игроков — себестоимость добычи упала ниже среднемировой, поскольку рублевые затраты, например, на оплату труда, остались на том же уровне. Кроме того, с падением цен на нефть снизились затраты на дизельное топливо.
Читайте также:
Доллар
Цена золота пробила пятилетний минимум
Однако расходы все равно предстоит сокращать, но многие используют традиционные методы и точечные решения, говорится в обзоре. Многие руководители считают, что возможности снизить затраты вскоре будут исчерпаны. А вот как решать проблему низкой производительности труда, многие игроки рынка себе пока не представляют, делают выводы в исследовании. "Многие компании не готовы вкладывать средства в повышение производительности, надеясь на будущий рост цен, который в очередной раз может сместить приоритеты в сторону увеличения объемов добычи", — пишет руководитель группы по оказанию услуг предприятиям горнодобывающей и металлургической отраслей в СНГ E&Y Евгений Хрусталев.
Консенсус-прогноз цен на золото от инвестиционных банков и собственно Y&E гласит, что в 2015 году среднегодовая цена упадет до $1209 за унцию, в 2016 и 2017 последовательно восстановится до $1244 и $1250. При этом лишь 8% опрошенных руководителей предприятий считают, что цены в $1200 комфортны для долгосрочного развития, еще по 25% топ-менеджеров говорят о том, что нужны цены в $1300 и $1500. Большинство (33%) склоняются к $1400. Есть и 8%, которым нужны $1600. Инвестировать "вдолгую" при существующих ценах на нефть готовы только 22% игроков, если стоимость вырастет до $1400, интерес появится уже у 92%, унция за $1500 способна расшевелить всех участников опроса.
Низкие цены приведут к укрупнению производства и слиянию части мелких и средних игроков рынка, который пока остается сильно фрагментированным. Поскольку последние 10 лет цены на сырье постоянно росли, падение производительности не слишком влияло на показатели. Только в 2013 году повышение производительности труда при сохранении рентабельности перешло на вторую строчку рейтинга рисков, отмечают аналитики E&Y. Компании начали серьезнее относиться к эффективности производства.
В ближайшие годы игроки планируют сокращать расходы через снижение доли дорогих месторождений (43% опрошенных) и продажу непрофильных активов (32%) — это станет основными факторами стимуляции рынка. Соответственно, на вопрос об изменениях рынка 28% топ-менеджеров отвечают, что ждут всплеска количества сделок по слиянию и поглощению. Еще 19% надеются, что цены на продукцию будут расти.
В обзоре также приводитcя статистика значимых покупок игроков за последние 2 года. Например, в сентябре прошлого года 50% "Урал-Полиметал" от "неизвестного продавца" отошли в пользу Polymetal International Plc за 20 $млн. "Сбербанк капитал" купил 25,6% GeoProMining Investment у одноименного продавца, данных о стоимости актива нет. Судя по всему, на деле это лишь перевод активов в российскую юрисдикцию и раскрытие номинальных владельцев на фоне разговоров о деофшоризации и амнистии капитала.
Еще 70% в месторождении "Кара-Бельдыр" за неизвестную сумму у канадской Centerra Gold Inc. приобрела шведская Auriant Mining AB, ранее владевшая только 30%. Первую в России, как утверждают в компании, NSR-сделку закрыли в октябре. Шведская компания, согласно контракту, будет выплачивать канадскому партнёру роялти от работы месторождения в 3,5%. В 2012 году Centerra анонсировала предварительные результаты разведки по Канадскому стандарту — выявленные ресурсы составили 8,9 тонны, прогнозные — 6,5 тонны. Даже несмотря на санкции, интерес иностранных инвесторов не ослабевал.
Китайская экспансия, о которой так долго говорили власти, началась и в золотодобыче — в апреле 2015 года на 100% китайская ООО "Тянь Хэ" купила ООО "Геоцветмет" у ГК "Мангазея" (80%) и миноритарного акционера (20%). Запасы месторождения, которое для прежнего акционера было нерентабельным, оцениваются в 13,7 т, отмечается на сайте продавца. Прежний владелец основной доли озвучил сумму сделки в $8 млн, E&Y отмечает, что покупка всего актива обошлась в $9 млн.
Однако в этом году отрасль становится менее привлекательной. В том числе из-за продолжающегося роста тарифов на энергоносители, не слишком эффективного законодательства и отсутствия инфраструктуры для развития новых месторождений, пишут авторы исследования. Главной проблемой отрасли 18% считают рост тарифов, 15% грешат на законодательство, еще 15% — на инфраструктуру.
При этом о высокой стоимости заемного капитала говорят лишь 6% топ-менеджеров. Притом что 67% тех же респондентов считают, что создание эффективного механизма по привлечению инвестиций — первоочередная мера, на которую должно пойти государство. Чуть больше половины говорят о налоговых льготах, инвестициях в инфраструктуру на Дальнем Востоке и Сибири и совершенствовании законодательства по недропользованию.
Про льготы на освоение новых месторождений и инвестиции в геологоразведку говорят лишь 8%. В приоритетах компаний на ближайший год с большим отрывом идут снижение издержек и повышение эффективности. Реконструкция и модернизация на последних позициях. В плане налогов 74% хотят льгот по налогу на добычу полезных ископамемых. Основной проблемой в этом плане называют судебные споры по начислению НДПИ и возмещению НДС.