21:5418 июня 201521:54
179просмотров
21:5418 июня 2015
Алексей Кудрин, Герман Греф и Игорь Шувалов встретились на экономическом форуме и поговорили за жизнь — за жизнь всей России. Оказалось, что на успешного человека наша страна не похожа, а вовсе даже наоборот — на персонажа с больной «печеночкой».
Тон экономическому форуму в этом году задал глава аппарата правительства РФ Сергей Приходько, который открывал мероприятие. Причем задал тон в буквальном смысле: настолько не сочетались его бесцветные интонации с тем оптимизмом, который выражался в словах.
Например, он сказал, что, несмотря ни на что, на форум прибыло больше представителей бизнеса, чем в прошлом году. Сравнение с предыдущим годом прозвучало странновато, поскольку год назад на форуме как раз самым модным словом было «санкции» и уже тогда многие не приехали. На этот раз глава аппарата похвалил доехавших, сказав, что они «руководствуются нормальными, здоровыми собственными интересами, а не чьими-то конъюнктурными политическими установками».
Потом на сцену вышла тройка Греф — Шувалов — Кудрин. Проанонсированные заранее, аудиторию они собрали не меньшую, чем в Мариинском бывает на премьере.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов, казалось, хотел начать о чем-то своем, но вопрос модератора заставил его ответить, что «все (в стране. — Ред.) пошло значительно лучше»: «Мы думали, что безработица, возможно, будет значительно выше».
Но Алексей Кудрин, который, кстати, был представлен не экс-министром финансов, а деканом факультета свободных искусств и наук СПбГУ, сразу снизил градус задора. Он напомнил, что самые главные наши проблемы — структурные — до сих пор не решены. Антикризисные планы, говорите? «К сожалению, кроме планов, у нас есть реальные действия президента, правительства, Думы, которые иногда все перечеркивают», — отрезал Алексей Кудрин.
«Мы находимся в середине шторма», — уверен бывший министр финансов. По его словам, I квартал в этом году оказался лучше ожиданий, и это всех обнадежило, то есть мы подумали, что теперь будет лучше, но II квартал покажет, что это не так, а с III и IV кварталами и вовсе связана большая неопределенность.
Главная мысль, которую Кудрин повторял несколько раз, — это то, мы должны определить нашу модель взаимоотношений с западным миром. Потому что сейчас непонятно: допустим, отменят санкции, и что дальше?
Президент Сбербанка Герман Греф призвал задуматься о наших радостях: радуемся тому, что пронесло, «думали, что будет минус семь, а стало минус три, ура». «Мы все обсуждаем ситуацию «вчера», но не обсуждаем наше завтра», — говорит Греф. А тем временем в нашем «сегодня» — «грандиозный отток капитала, главным образом — интеллектуального капитала».
По словам Германа Грефа, в мире складывается новая экономика: речь идет не о странах, а об отдельных кластерах, пример — Кремниевая долина, есть подобное в Израиле и Сингапуре. Их объединяет использование человеческого интеллекта как движущей силы. «Те, кто попал в этот тренд, зарабатывают совершенно другие прибыли», — подчеркнул Греф.
В Белом доме, по словам Грефа, могут не понимать, что там в Кремниевой долине происходит, но это и не обязательно, так как задача государства — «хорошо делать банальные вещи», то есть создавать удобную среду для бизнесменов.
Успешные люди, сказал Герман Греф, успевают менять все до того, как наступают неудобные обстоятельства, а неуспешные — когда их припирает к стенке. А нас, очевидно, приперло. Собравшиеся долго обсуждали, что дает кризис и дает ли что-то вообще. По мнению Грефа, только мотивацию.
Алексей Кудрин считает, что есть и другой плюс: в кризис выживают сильнейшие, то есть повышается производительность труда. Но не надо связывать это с санкциями, добавил тут же Кудрин. Санкции означают, по его словам, что мы сокращаем свои возможности — привлечение финансов, технологий: «Вопрос не в том, где это купить, — нужен процесс непрерывного взаимодействия».
Кудрин предложил, в частности, облегчить режим приезда в Россию бизнесменов, ученых. «Сейчас усилился контроль за тем, где кому какие доклады читать», — сказал он со знанием дела как декан.
Игорь Шувалов признал, что в кризисе нет ничего хорошего, особенно если в основе его лежат накопленные проблемы. Но в то же время он согласился со взглядом на кризис Алексея Кудрина.
По словам Шувалова, сейчас рост экономики любой ценой нам не нужен — такой, который усилит накопленные неудачи. Нужен рост, основанный на знаниях, заключил он.
А Греф добавил, что кризис — это всегда результат плохого менеджмента. И сравнил государство с человеком: «Если у вас печеночка страдает, значит где-то вы «пошаливали».
Президент Сбербанка сказал, что не удовлетворен ни медийной, ни политической, ни экономической конкуренцией в России. Мы в чем-то даже сделали шаг назад: «Иногда с таким удивлением слышу (в СМИ. — Ред.) о наших успехах в экономике», — отметил Герман Греф. Тем более не удовлетворяет его политическая конкуренция: очень много фильтров, препятствий.
Тем временем сидящий впереди корреспондента dp.ru иностранец, который долго мучил Google запросом russian bear, наконец-то нашел подходящее фото Путина верхом на медведе и отправил его приятелю, снабдив подписью про своего «русского дружка».
Как раз в этот момент Греф высказывался в том духе, что критика должна заставлять нас задуматься, а не сразу посылать подальше.
Напоследок все спикеры дали прогнозы, хотя сильно этого не хотели.
Греф сказал, что абсолютные показатели будут хуже, а относительные показатели — лучше, потому что спад в следующем году будет меньше, чем в этом. Все-таки инерция очень большая. Поэтому, по словам Грефа, гораздо интереснее, что будет через 5 или 10 лет, главное, у России есть все ресурсы, чтобы быть успешной, в отличие от многих стран, которые сейчас тоже находятся в тяжелой ситуации.
Кудрин вернулся к своему лейтмотиву: важно, будем ли мы понимать свою стратегию в рамках мировой.
А Шувалов сказал, что нам нужно не только выбраться из рецессии, необходимы планы развития — непременно амбициозные.