Представители российского IT-бизнеса предлагают развить механизмы кредитования зарубежных покупателей отечественной IT-продукции. К таким мерам нужно прибегнуть, чтобы выдержать конкуренцию с иностранцами, находясь в заведомо невыгодных условиях.
Участники IT-рынка, собравшиеся на ПМЭФ-2015, посчитали хорошим знаком то, что президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на форуме упомянул IT-отрасль. «Владимир Путин в своем выступлении, по-моему, первый раз настолько акцентировал внимание на развитии IT», - сказал Игорь Агамирзян, гендиректор и председатель правления ОАО «РВК».
Однако фактических поводов для радости мало. Основатель компании «1С» Борис Нуралиев отметил, что IT- бюджеты российских компаний даже в рублевом выражении сокращаются. Он сослался на прогноз IDC о том, что падение IT-рынка в России в 2015 году составит в долларовом выражении 42% при курсе 50 рублей за $1.
На этом фоне говорили, в основном, о развитии экспорта IT-продуктов. Целый ряд предложений аккумулировал в своей речи Дмитрий Дырмовский, генеральный директор петербургской компании «Центр речевых технологий».
«Первая мера, которую нам стоит реализовать, - считает он, - это создание некоего экспортного агентства, специализированного под IT, под софт, со своими бюджетами, со своими полномочиями, куда могли бы обращаться все компании от малых до огромных для получения в режиме одного окна всех услуг, способствующих экспорту». Сейчас небольшая компания до 100 человек, по словам Дырмовского, просто не может позволить себе заняться оформлением всего необходимого для экспорта: «надо сделать отдельный отдел, который бы занимался только этим».
Другая проблема – отсутствие договоренностей с разными странами и двойное налогообложение. «У нас, например, был проект с Эквадором, очень большой и интересный, сказал Дырмовский. - Из-за отсутствия межстранового соглашения мы потеряли больше 20% от оборота проекта».
«И следующая тема очень важная, которая, к сожалению, у нас пока в IT практически не поддерживалась, - это возможность привлечения кредитов для кредитования наших зарубежных покупателей», - Дырмовский подчеркнул, что без этого трудно конкурировать с иностранцами, которые предлагают клиентам очень хорошие условия.
Дмитрий Дырмовский рассказал о том, что ВЭБ готов поддерживать IT-компании, но для этого есть юридические препятствия: «Сейчас формируется под ВЭБом российское агентство по поддержке экспорта. Это новость хорошая. И хорошая, и плохая. Хорошая в том, что действительно коллеги готовы с нами работать. Была рабочая встреча, организованная Минкомсвязи, с ВЭБом. Коллеги настроены на поддержку IT, они готовы заниматься и помогать нам. Для меня было откровением, на самом деле: когда мы шли на встречу, то думали, что ВЭБ – это история от $100 млн, но оказалось, что они готовы работать с суммами $5 тыс., $10 тыс. – это открывает широкую дорогу малым и средним компаниям. Плохая новость в том, что юридически ВЭБ не заточен на работу с софтом. Все юридические механизмы требуют подтверждения обстоятельств поставки и экспортного контракта. Что такое экспорт софта – это что-то где-то скачивается. Нет факта пересечения границы – нет экспортного контракта. Это отрубает нам пока юридическую возможность работы с какими-то организациями».
Также глава ЦРТ выступает за льготные кредиты, потому что с текущими ставками кредитования, по его словам, практически невозможно работать на новых рынках.
Гендиректор «Рексофта» Александр Егоров уточнил, что конкуренты российских IT-компаний в США кредитуются под 4%, в Европе – под 4-5%. Кроме того, по его словам, в зарубежных банках есть модели работы, которые в наших финансовых учреждениях не используются
Директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов предложил создать офшорный венчурный фонд.
«Можно было бы сделать венчурный фонд, который бы специализировался на поддержке экспорта софта, но не в России, а где-нибудь на Кипре, в офшоре», - сказал Кирилл Варламов. Он считает, что в России при нашем законодательстве создать такой инструмент поддержки IT вряд ли удастся.
Создатель и глава «Яндекса» Аркадий Волож рассказал, как непросто выходить на зарубежные рынки, на примере собственной компании. Два года назад она решила выйти на рынок Турции, который по многим параметрам казался более удобным и перспективным, чем другие рынки.
По словам Аркадия Воложа, из 20 запущенных в Турции сервисов «Яндекса» ничего не полетело, кроме «Яндекс.Карт» с «Яндекс.Пробками», которые теперь знает каждый турецкий таксист. «Отличный сервис, но не монетизируемый», - резюмировал Волож.
Тогда в «Яндексе» решили серьезно поменять подход. «Год назад мы выключили рекламу, всю внешнюю активность, а в апреле 2015 года запустили новый поиск в Турции», - рассказал глава предприятия. По словам Аркадия Воложа, этот поиск по качеству не уступает лидеру турецкого рынка, осталось теперь это доказать потребителям.
По словам Воложа, в России много дорогих разработок, которые в мире чего-то стоят, и надо стремиться к тому, чтобы через 10 лет на мировом рынке были российские IT-бренды.
«Хорошо бы был такой бренд, что в России работать просто», - сказал в свою очередь Игорь Калошин, Генеральный директор, ООО «Интел Софтвер» Intel. Минимум, по его словам, это чтобы было хотя бы понятно, как следовать законам: сейчас, например, толком не ясно, как соответствовать Закону о персональных данных.
Представители зарубежных компаний предлагают взглянуть на ситуацию их глазами.
«Стоимость разработки для иностранных компаний в России упала на 20-30%, может, даже чуть больше», - констатировал Вячеслав Нестеров, гендиректор Санкт-Петербургского центра разработок американской корпорации EMC. Но этот плюс, по его словам, уравновешивается рисками для иностранцев, так что хорошо, если российское правительство уделит этому внимание, ведь часто препятствием становятся просто нечеткие формулировки законов.