Пока вы все никак не решались попросить совета у коллеги, опасаясь, что тот может усомниться вашей компетентности, ученые выяснили, что все как раз наоборот. Коллеги и сами такой просьбе обрадуются, и о вас будут лучше думать.
Наверняка с вами случалось такое: хотели вы попросить совета у более опытного коллеги, но потом как-то все не решались, опасаясь за свою репутацию. Действительно, мало ли что там о вас коллега подумает. Чего это вы такие глупые вопросы ему задаете, что вы, дурак какой-то? А вот теперь внимание: тут ученые выяснили, что если советов просить не будете, то вас и правда могут принять за человека не слишком компетентного, более того, коллеги и о себе будут не очень хорошего мнения, если вы их ни разу ни о чем не спросите. В общем, дабы укрепить свою репутацию и поднять настроение коллегам, срочно бегите к ним за советом. А нет, стоп, еще не бегите, прочитайте сначала, с чего ученые так решили.
Ученые из Гарвардской бизнес-школы и Уортонской школы при университете Пеньсильвании провели ряд исследований (на самом деле всего два), посвященных советам.
В результате эксперимента номер раз они лишь подтвердили то, о чем все и так догадывались, – люди часто не решаются спросить о помощи, опасаясь, что их посчитают менее компетентными. Выясняли это следующим образом. Всех участников эксперимента попросили представить ситуацию, в которой им нужно будет обратиться за советом к коллеге. А потом испытуемых разделили на две группы: тех, кто после некоторых сомнений обратился за советом, и тех, кто отказался от этой идеи. Затем и тех и других попросили предположить, как бы оценил коллега их компетентность. Ничего удивительного не произошло, попросившие совета были уверены, что выглядел менее компетентными, чем те, кто за помощью не обращался.
Но самое интересное пряталось от исследователей в результатах следующего эксперимента. Оказывается, все те, кто думает так же, как и участники первого эксперимента, неправы. Это обнаружилось после того, как участникам эксперимента под номером два предложили выполнить логические задачки в паре с партнером, с которым они могли общаться только посредством мессенджера. На самом деле партнера не было, все сообщения от несуществующего напарника генерировались самими учеными. Но от испытуемых этот факт на всякий случай скрыли. А сообщений от воображаемого друга было всего два: «Надеюсь, все прошло хорошо» и «Надеюсь, все прошло хорошо. Может, вы мне дадите совет?». Потом участников эксперимента попросили оценить компетентность их партнера. Тех, кто спрашивал совета, посчитали более компетентными, нежели тех, кто просто надеялся, что все прошло хорошо. Причем чем сложнее была задачка, тем выше оценивали компетентность «просителей совета».
Читайте также:
В офисе
Несколько историй про очень странных коллег
А что еще интереснее, когда участников попросили оценить самих себя на предмет компетентности, то те, у кого просили совета, посчитали себя куда более классными.
Ученые предположили, что самооценка участников эксперимента, возросшая от просьб их «партнеров» о помощи, повысила им настроение. И благодаря этому они более позитивно оценили и компетентность просящего.
Ну что тут сказать? Этим непременно нужно пользоваться! Если до этого мы вас останавливали, то сейчас – самое время. На старт, внимание, марш за советом! Кстати, после того как соберете все советы с коллег, можете и в кабинет босса забежать. Слава самого компетентного кадра вам обеспечена.