Участники седьмой "Биржи стартапов" пытались завоевать расположение жюри с помощью приложений для смартфонов, сервисом для поиска клиентов в соцсетях, ударопрочным телефоном и другим. Два из семи проектов вызвали повышенный интерес у инвесторов.
"Так сколько денег вы хотите?" — спросил один из членов жюри биржи стартапов и по совместительству — потенциальный инвестор, выслушав пятиминутную презентацию. "30 млн", — не моргнув глазом сообщил юноша, на футболке которого были изображены трактор, дерево и упитанная хрюшка — сразу ясно, что его проект связан с сельским хозяйством. "А за какую долю в компании вы просите столько денег?" — уточнил все тот же член жюри. Ответ опять-таки был кратким и четким: "25%". "То есть вы оцениваете свой бизнес в 120 млн рублей. А почему вы решили, что вы столько стоите? За что я должен платить?" — не унимался вопрошающий. На этот раз юноша с трактором, деревом и упитанной хрюшкой на футболке не был столь конкретен. "Мы решили, что мы столько стоим. Вот и все", — следовало из его слов.
На самом деле вопрос "почему ты столько стоишь?", скорее всего, должен быть одним из первых, на которые должен ответить молодой предприниматель. Для начала сам себе. Тогда, возможно, ты сможешь адекватно объяснить это и остальным. А потом получишь те самые вожделенные миллионы. Зачастую для этого достаточно всего лишь повертеть головой по сторонам.
У вас уже есть идея, сайт и даже состоялись первые продажи фермерской продукции, и вы уверены, что это стоит 120 млн. Отлично, но самый распиаренный российский фермерский проект LavkaLavka, у которого уже сейчас оборот почти 250 млн, строит в "Мега Химки" настоящий рынок на 70 торговых мест, через который будут проходить 100 тыс. человек в день. И оценивает это свое бизнес-начинание в 60 млн. Кто скорее получит финансирование? Ладно, это москвичи — отдельная планета. Но в этом году в конкурсе "Молодые миллионеры" победителем стал проект, опять-таки связанной с доставкой еды, под названием "Дома вкуснее", у которого сформирована многотысячная база клиентов, есть собственное производство, налажена логистика и выручка почти 100 млн. Владелец проекта, стоя на сцене, с гордостью сообщал, что ему предлагали продаться за 230 млн. "Дают — бери. Быстрей выпрыгивай из этого танка", — не раз и не два с жаром советовали многоопытные миллиардеры.
Хорошо, нет ничего дороже идей, а значит, инновационные проекты должны оцениваться по высшей планке. Но что может быть дороже, чем автомобильная индустрия: любые мало-мальски стоящие проекты там требуют миллиардов (и отнюдь не рублей!). А главный символ инновационности и успеха в автопроме — это, конечно, Tesla, разве могут быть другие мнения?! Между тем тот самый Илон Маск когда-то получил контроль над Tesla, вложив всего-то $6,5 млн. Все познается в сравнении.