В Совете Федерации обсудили создание патриотического стоп-листа нежелательных иностранных организаций. Правда, и сами дипломаты, поддержавшие идею, признают, что это, скорее всего, приведет к бурному развитию обходных путей для НКО.
О создании списка под условным названием "патриотический стоп-лист" сенаторы заговорили в конце июня. Смысл очень простой — затруднить работу в России зарубежным неправительственным организациям, работающим в области политики и развития гражданского общества, которое у российских властей ассоциируется исключительно с разжиганием розни и расшатыванием устоев.
Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, предложивший эту идею, приводил в пример Грузию, Украину и Армению — там, мол, неправительственные международные организации дестабилизируют ситуацию и свергают правительства "беспардонным образом". Константина Косачева особенно волновали как раз протесты в Ереване, которые внешне развиваются как социально-экономические, но могут перерасти в политические. Устранение первопричины протестов — а армяне недовольны резким ростом тарифов на электроэнергию — как выход не рассматривается, видимо.
Совсем недавно, в июне, вступил в силу закон о нежелательных организациях — он позволяет Генпрокуратуре закрывать в России НКО, представляющие угрозу национальной безопасности, без суда. Перечень нежелательных НКО должен вести Минюст.
Зачем тут еще какой-то стоп-лист, если уже есть закон, не очень понятно. Константин Косачев говорит, что юридической силы стоп-лист иметь не будет. По сути, это будет просто такой список врагов — в Интернете политактивисты очень любят составлять подобные списки из серии "кого мы расстреляем, когда придем к власти". Видимо, сенаторы просто не могут утерпеть до того момента, когда спецслужбы подготовят там всякие справки, передадут их в прокуратуру, та тоже пока еще раскачается. Чего тут бюрократию разводить — и так все знают врага в лицо, надо скорее объявить. Заместитель главы МИД РФ Геннадий Гатилов, выступая в Совете Федерации в пятницу, назвал претендентов на попадание в патриотический стоп-лист: это Международный республиканский институт, Национальный фонд поддержки демократии, Фонд Макартуров, Всемирный украинский конгресс, "деструктивный характер которого известен многим".
Собственно, можно считать, что перечисленные НКО уже в стоп-листе с момента произнесения их названий. Что с ними будут делать, пока не очень ясно. С одной стороны, есть закон, который предполагает только закрытие организации, с другой — Геннадий Гатилов дипломатично сообщил, что сначала будут собирать "разнообразную информацию", потом принимать "соответствующие решения", а уж затем последует "исключительно адресное и выверенное, аргументированное воздействие на конкретные неправительственные организации".
В том, что воздействие будет аргументированным, сомневаться не приходится — аргументов хватает, от внезапных налоговых претензий до пикетов оскорбленной православной общественности под дверями офисов. Но вот что интересно, так это возможный эффект патриотических мер, кроме гневного сотрясения воздуха. По статистике ЦБ, объем безвозмездных перечислений от физлиц в Россию (а в безвозмездные включаются наряду с алиментами и наследством в том числе гранты, пожертвования, стипендии) не сокращается и даже растет — в I квартале 2014 года было $713 млн, в I квартале 2015-го — $800 млн. А перечисления за консультационные услуги квартал к кварталу выросли с $36 млн до $55 млн.
Есть такая общеизвестная практика — спецслужбы прекрасно знают, кто в иностранных посольствах причастен к шпионажу, но этих людей не высылают, а предпочитают держать под контролем. Потому что, объясняют контрразведчики, когда ты знаешь, кто именно чем занимается, ты можешь за ним следить. А так пришлют нового шпиона, и его придется заново вычислять. Здесь может произойти примерно то же самое: Геннадий Гатилов отмечает "высокую изобретательность и даже изощренность форм и методов ведения работы крупными западными неправительственными грантодающими структурами". "Они часто избегают прямого финансирования наших НКО и для этого используют другие промежуточные зарубежные организации. Среди них могут быть своего рода НКО-однодневки, — цитирует дипломата ТАСС. — В этом случае нам придется столкнуться с ситуацией, когда практика применения закона о нежелательных организациях может в определенных случаях не поспевать за меняющейся ситуацией".
Со слов Гатилова получается, грубо говоря, что вместо одного легального и известного фонда просто появится много мелких — только поспевай в списки вносить. Или не поспевай, это уж как получится. Ну что ж, зато интересное занятие для Минюста.