ФАС России указал Смольному на новые условия распределения 200 млрд рублей ежегодного госзаказа. Среди них деофшоризация, переход на электронные конкурсы и отказ от субъективных критериев вроде репутации компании. Вал жалоб из Петербурга заставляет антимонопольное ведомство выбиваться из сил.
За полгода компании-участники петербургских конкурсов пожаловались на них в антимонопольную службу почти 2,5 тыс. раз. Для сравнения, по итогам 2014 года количество жалоб составляло всего 1,2 тыс. Ситуация с петербургскими госзакупками привлекла внимание федеральных чиновников. Руководители ФАС России приехали наводить порядок. Госзаказчикам, комитетам Смольного, выставили внушительный список требований. С их учетом распределять 200 млрд рублей городского госзаказа начнут уже в этом году.
Катализатором недовольства федеральных чиновников, скорее всего, стал скандал вокруг конкурса на строительство тоннеля до станции метро "Горный институт" почти за 21 млрд рублей. Это самый крупный госзаказ 2015 года в Петербурге, и подрядчика для этих работ не могут выбрать уже больше полугода, так как претенденты жалуются антимонопольщикам на предвзятость заказчика. И их жалобы рассматривают именно в ФАС в Москве, а не в петербургском управлении, так как речь идет о внушительной сумме контракта. На днях конкурс объявили в третий раз.
"Ситуация с "Горным институтом" отражает общую ситуацию с госзаказом в Петербурге. С одной стороны, наигрубейших нарушений, таких как встречаются в некоторых регионах, в системе петербургских госзакупок нет. С другой стороны, статистика безжалостна: 2500 жалоб. Это означает, что заказчики допускают массу мелких, но срывающих конкурсы, нарушений. Вот с этим уже пора бороться. Не зря у отрасли сменились кураторы", — сказал заместитель главы ФАС России Андрей Цариковский.
В середине февраля курировать комитет по госзаказу, который занимается размещением конкурсной документации от всех комитетов, стал новый вице-губернатор Сергей Мовчан, бывший аудитор Счетной палаты. Тогда же сменился и глава комитета по госзаказу. На этот пост был назначен Дмитрий Сачков, который до этого работал в комитете финансового контроля.
Теперь им наказали взять скандальный конкурс на тоннель до "Горного института" под личный контроль. "Сил больше нет с этим конкурсом разбираться. Мы указываем на нарушения, а их опять допускают. Надеюсь, что следующая попытка будет успешной. Такое затягивание конкурсных процедур недопустимо", — возмутился Андрей Цариковский.
При этом ФАС огласил многочисленные требования, которые могут значительно изменить расклад сил в петербургских госзакупках. Из них стоит отметить три основных указания антимонопольщиков.
Во-первых, ФАС потребовал уйти от качественных характеристик в конкурсной документации. В Петербурге их используют практически во всех конкурсах дороже 100 млн рублей. При этом предприниматели не раз говорили, что критерий качества — крайне субъективный. Одному подрядчику ставят 100 баллов, другому — 0 баллов, и все остальные показатели уже не имеют значения.
"Нужно уходить от этого критерия. А если уж он используется, то шкала оценки должна быть более разнообразной, нежели выбор между двумя вариантами — 0 или 100 баллов", — отметил Андрей Цариковский. По его словам, ФАС уже подготовил документы, на основании которых будет принято постановление правительства, ограничивающее использование качественного критерия.
Такие критерии используются для заточки конкурса под конкретную компанию, сказала начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяна Демидова. В качестве примера она привела критерий репутации.
"Деловая репутация кажется мне вещью крайне субъективной. Слава Богу, большинство заказчиков не применяет этот параметр. Думаю, они понимают, что есть правоохранительные органы, которые могут прийти к ним с вопросами о причинах выбора такого субъективного показателя. Очень часто при оценки деловой репутации, например, спрашивают наличие свидетельства СРО. Его наличие — это хорошо, конечно, но оно ничего не говорит о репутации компании. Здесь вообще должно работать общее правило: не можешь полностью исключить субъективность — не используй критерии", — сказала она.
Во-вторых, уже в этом году стартует деофшоризация госзаказа и перевод конкурсов в электронный формат. Как сообщили представители ФАС, поправки об этом тоже вот-вот будут приняты. Они предусматривают полный запрет на участие в госзаказе для компаний, оформленных на офшоры, и значительное ограничение по использованию бумажной формы конкурса.
Ярким примером проблем с офшорным подрядчиком был недавний конкурс на строительство вагонов для метро, где победило офшорное ООО "Вагонмаш". Городу пришлось приложить немало усилий, чтобы в отсутствие запрета на офшоры в госзакупках все-таки выяснить, кто же будет производить вагоны для Петербурга. Как в итоге выяснилось, за компанией стояло партнерство чешской Skoda и Кировского завода.
И, наконец, в-третьих, ФАС запретил объединять похожие заказы в один конкурс. Как заявили представители ФАС, делать это нельзя будет уже этой осенью, а если заказчики объявят такие конкурсы, ФАС отменит их по первой же жалобе.
Сегодня таким образом в основном размещаются госзаказы на ремонт или содержание дорог. Например, конкурсы на текущий ремонт в разных районах города объединяют в один. Или же совмещают конкурсы на содержание проезжих частей двух-трех районов. Объединение нескольких заказов позволяет компании получить подряд сразу на большую сумму. Кроме того, если закупка стоит дороже 100 млн рублей, это позволяет проводить конкурс с теми самыми качественными характеристиками, упомянутыми выше, и затачивать его под конкретные компании.