Одно из старейших предприятий Петербурга - фабрика им. Н. К. Крупской - после продажи КО "Славянка" стремительно теряет рыночные позиции. Шоколад и конфеты пропадают с прилавков магазинов. Новые владельцы говорят, что это временно.
По данным опрошенных "ДП" торговых сетей, присутствие продукции Кондитерской фабрики им. Н. К. Крупской на полках магазинов в этом году быстро сокращается. Между тем торговые сети были основным каналом сбыта продукции петербургской фабрики — через них продавалось 57,4% общего объема производства, свидетельствуют данные годового отчета АО "ОБР" ("Оркла брэндс Россия", подразделение КО "Славянка", владеющее Фабрикой им. Крупской). "Славянка" объясняет перебои в поставках нехваткой упаковочной бумаги для продукции фабрики и обещает наладить процесс уже в июле.
Конфеты не довезли
"Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской поставляла нам весь ассортимент, после ее продажи мы столкнулись с недопоставками товара, многие полюбившиеся товары от фабрики наши покупатели не находят на полках, следовательно, падают продажи бренда", — говорят в пресс–службе торговой сети "Лента". По данным ретейлера, из–за недопоставок "Лента" была вынуждена вывести около 20 наименований товаров. Сеть METRO тоже столкнулась с невыполнением условий договора поставки: "В этом году Фабрика им. Н. К. Крупской зачастую не выполняет наши заказы в части объемов поставки, поставляя небольшие партии, соответственно, продукция фабрики теряет позиции по сравнению с более востребованными марками". Сейчас в ассортименте METRO осталось небольшое количество наименований, которые поставляются на всю сеть. В магазинах "Ашан" продукции Фабрики им. Крупской вообще не осталось. "С 1 апреля 2015 года прямой контракт с Кондитерской фабрикой им. Крупской был прекращен, так как КО "Славянка" планировало все поставки продукции купленных региональных фабрик осуществлять от своего имени", — комментирует пресс–служба "Ашан".
В "Славянке" рассказали, что недопоставки конфет и шоколада в торговые сети вызваны тем, что бывшее руководство компании "Оркла брэндс Россия" за 3 месяца до сделки остановило заказ упаковочных материалов. "Также мы срочно перезаказываем всю упаковку, потому что по договору после приобретения мы за короткий срок должны убрать наименование производителя "Оркла брэндс Россия" с упаковки продукции", — говорит Евгений Согуляк, гендиректор АО "ОБР". Он подчеркивает, что собственное производство упаковки позволяет компании оперативно выходить из сложившейся ситуации".
Нет рекламы
Другой причиной потери доли рынка эксперты называют нехватку рекламы брендов. "В переходный период продажи кондитерскому объединению "Славянка" производитель не поддерживал продажи своей продукции маркетинговыми акциями", — отмечают в пресс–службе METRO.
В "Славянке" подтверждают снижение активности в промомероприятиях и связывают его с интеграцией брендов "Оркла брэндс Россия" в систему кондитерского объединения.
"Мы избрали для себя курс возрождения ранее известных брендов. По результатам опроса посетителей фирменных магазинов фабрика в ближайшее время начинает производство шоколада "Тройка", "Мишка на севере" в дизайне и рецептуре по ГОСТу, который помнит потребитель", — говорит Евгений Согуляк. "Славянка" планирует улучшить качество производимой продукции под брендами "Фабрика имени Н. К. Крупской", "Сладко", "Пекарь". "У нас для этого есть все инструменты. Шоколад, который приходит на фабрику, мы изготавливаем из какао–продуктов собственного производства", — говорит Евгений Согуляк.
Убыточный актив
В конце прошлого года норвежская компания Orkla объявила о том, что заключила соглашение о продаже своей российской "дочки" Orkla Brands кондитерскому холдингу "Славянка" из Старого Оскола. В сделку вошли три кондитерские фабрики в Екатеринбурге, Ульяновске и Ленинградской области, а также бренды "Фабрика имени Н. К. Крупской", "Сладко", "Пекарь", "Конфи" и "Волжанка". Как признали сами норвежцы, российский рынок очень сложный и локальное подразделение показывает слабые финансовые результаты. ОАО "Оркла брэндс Россия" несло убытки на протяжении нескольких лет. В 2014 году оборот компании составил 7,4 млрд рублей, а убыток — 1,6 млрд рублей. Годом ранее при обороте 8 млрд рублей компания потеряла около 2 млрд.
По итогам 2013 года доля рынка "Оркла брэндс Россия" в России, по собственным данным компании, составляла 4,1% в денежном выражении, Orkla занимала 6–е место на рынке кондитерских изделий в РФ и была лидером на домашних рынках СПб и Екатеринбурга. Однако по итогам 2014 года компания занимала уже 7–е место на рынке кондитерских изделий России и 2–е место на рынке Петербурга и Екатеринбурга. Сейчас, по оценкам экспертов, ее доля сокращается. Торговые сети города на освободившееся место ставят продукцию основных конкурентов Фабрики им. Н. К. Крупской — холдинга "Объединенные кондитеры", а также небольших региональных кондитерских заводов. "По нашей оценке, в конце июля ситуация стабилизируется и мы сможем обеспечить наших покупателей продуктом в полном объеме", — надеется Евгений Согуляк. По его информации, сейчас "Славянка" модернизирует и расширяет производство, ведет переговоры по приобретению оборудования для модернизации бисквитной линии.
“
Для нас, как ассоциации, значима любая кондитерская фабрика, работающая на территории России, но мне сложно комментировать вопросы, связанные с деятельностью Фабрики им. Н. К. Крупской. Напомню только, что сейчас на рынке в целом непростая ситуация. Из–за дорожающего сырья, какао–бобов, выросли в цене кондитерские изделия, а вот покупательная способность серьезно снизилась. В результате уже в I квартале 2015 года мы наблюдали спад производства, по данным Росстата, на 0,2%. К сожалению, в апреле мы увидели только подтверждение отрицательного тренда.
Вячеслав Лашманкин
исполнительный директор "АСКОНД"
“
Мы после долгих переговоров недавно все–таки перезаключили договор поставки со "Славянкой", но товара постоянно не хватает, заказ выполняется примерно на 20%. Приходится замещать их бренды товаром других производителей, однако вафельные торты "Пекаря" сложно заменить. Самое печальное, что из "Крупской" уходят люди, которые умеют работать с сетями. "Славянка" привыкла работать с оптом, по их данным, 80% продукции они продают через этот канал. А в Петербурге основной канал продаж — это торговые сети, если "Славянка" не научится с ними работать, она потеряет местный рынок.
Александр Мышинский
генеральный директор ГК "Реал"