Конституционный суд России разрешил властям не исполнять — при большом желании — решения Европейского суда по правам человека. Теперь правительство получило юридическое обоснование для того, чтобы отказаться выполнять вердикт ЕСПЧ по выплате компенсации экс-акционерам ЮКОСа в 1,8 млрд евро.
Конституционный суд России постановил, что власти страны могут не исполнять решения Европейского суда по правам человека, если они противоречат Основному закону страны. Решение суда стало ответом на запрос 93 депутатов Госдумы, которые просили проверить, может ли Россия не подчиняться ЕСПЧ. По мнению парламентариев, Европейская конвенция о защите прав человека, ратифицированная Россией в 1996 году, предполагает верховенство ЕСПЧ и обязывает исполнять его решения, даже если они противоречат Конституции. "В результате правоприменитель поставлен в безвыходную ситуацию, поскольку такая коллизия может оказаться неразрешимой", — говорят народные избранники.
"Участие России в международном договоре не означает отказа от государственного суверенитета. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ не могут отменять приоритет Конституции. Их практическая реализация в российской правовой системе возможна только при условии признания за Основным законом нашей страны высшей юридической силы", — гласит постановление суда.
При этом суд отметил, что, так как Конституция России и Европейская конвенция основаны на общих базовых принципах, споров о противоречии "в подавляющем большинстве случаев не возникает". В качестве исключения, когда решение ЕСПЧ все-таки нарушило Конституцию, судьи привели пример решения европейского суда по делу Анчугова и Гладкова (о необходимости предоставить право голоса осужденным). Исполнение такого решения означало бы нарушение статей 15 и 79 Конституции либо их изменение.
Депутаты Госдумы, конечно, не просто так озаботились проблемой, тем более что конвенция была ратифицирована 19 лет назад и с тех пор описанная парламентариями коллизия спокойно существовала. Поводом для этого стало решение ЕСПЧ, по которому Россия должна выплатить 1,8 млрд евро бывшим акционерам ЮКОСа из-за нарушенного права "на справедливый суд". Естественно, российские власти уверены, что суд был честным и справедливым, а заявления ЕСПЧ о том, что у юристов защиты просто не было времени нормально подготовиться к процессу, надуманными.
Теперь Конституционный суд дал возможность эти и прочие подобные острые решения не исполнять. То есть он не то чтобы разрешил властям с сегодняшнего дня выбрасывать в мусорную корзину предписания Страсбурга. В каждом конкретном случае нужно будет обратиться в КС за специальным разъяснением. Для этого, по словам заместителя председателя КС Сергея Маврина, президент или правительство должны обратиться с запросом на проверку решения ЕСПЧ на соответствие Конституции. Либо же запрос обязан направить суд, пересматривающий дело на основании решения европейской юстиции. Комментировать вопрос об отношении вердикта к делу ЮКОСа Сергей Маврин отказался. "Я давать никаких комментариев не буду, в том числе по той причине, что это дело может стать предметом рассмотрения в Конституционном суде", — сказал судья.
Наверняка в скором времени такое обращение от российских властей поступит, потому что дело ЮКОСа для России — это принципиальный политический вопрос, и выплачивать компенсации бывшим акционерам никто не собирается. На это указывает то, что в бюджете страны на этот год 1,8 млрд евро на выплату не заложено, а значит, в 2015 году экс-акционеры не получат ничего. Также Россия не предоставила и план выплат, который должна была составить по решению суда еще к 15 июня. Министерство юстиции, комментируя свое бездействие, как раз и ссылалось на Конституционный суд, постановления которого оно якобы ожидало.
Кроме того, сам подход к делу заставляет предположить, что не будет исполняться и вердикт Международного Арбитражного суда в Гааге, который год назад частично удовлетворил претензии бывших акционеров нефтяной компании, присудив им компенсацию в $50 млрд. По этому делу в середине июня в Бельгии и Франции начали арестовывать заграничное имущество России.
Если российские власти откажутся исполнять решение ЕСПЧ — это точно приведет к большому скандалу. Возможно, именно поэтому представители президента, генпрокуратуры и Минобороны, выступая на заседании, говорили о безусловном верховенстве международного права; положение об этом, кстати, записано в Основном законе. По их мнению, Конституционный суд обязан проверять международные договоры до заключения, а не после. Однако спорные нормы вовсе не предполагают обязательность исполнения решений ЕСПЧ, если те противоречат Конституции или правовым позициям КС.
Зачем так много сил тратить на то, чтобы в итоге отказаться от исполнения решения ЕСПЧ, совершенно непонятно. Ведь если власти страны так избирательно начинают подходить к вердиктам международного суда, то, возможно, намного проще выйти из Европейской конвенции, раз уж депутаты уверены в том, что она подрывает государственный суверенитет России. Тем более что отказ от конвенции даст возможность сэкономить немного денег для бюджета, так как больше всего обращений в ЕСПЧ приходит именно от России (16,8%) и в подавляющем количестве случаев наша страна эти дела проигрывает, выплачивая солидные компенсации потерпевшим.